Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Использование логоритмики в работе логопеда

Сироткина Татьяна Александровна,
учитель логопед ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций, логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

При работе над дыханием обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение.  Подбираю эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы, которые должны быть короткими.

На занятиях по логоритмике отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. 

В занятия логоритмикиобязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей.  В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

При разработке любого логоритмического занятия учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Для более успешного проведения занятий необходимы психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

На подгрупповых занятиях использую разнообразные подвижные логоритмические игры. Цель: автоматизация звуков. Важно отметить, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой и общей моторики.  Для развития мелкой моторики провожу систематические упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук: застегивание и расстегивание пуговиц, раскрашивание книжек "раскрасок", штриховка нарисованных предметов различной формы. Такжеиспользую упражнения пальчиковой гимнастики, стараясь превратить ее в разнообразную игру:

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,       (Руку сжать в кулак, поочередно разгибать        

этот пальчик – бабушка,   пальцы, начиная с большого.)

 этот пальчик – папочка,                 

этот пальчик – мамочка.

Ну а это я.Вот и вся моя семья! (Сжать руку в кулак несколько раз.)

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Во время работы над фонетической стороной речи помимо традиционных логопедических приемов применяю средства логопедической ритмики. Это позволяет более эффективно и в сокращенные сроки повлиять на коррекцию нарушений, так как произношение под музыку текстов, насыщенных аппозиционными звуками, способствует развитию произносительной дифференциации фонем.

Развитие восприятия слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.

Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

1.Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, дыхания, моторной функции, воспитания правильной осанки, походки, ловкости, силы, координации движений.

2.Образовательные задачи: дети усваивают знания в области музыкального восприятия, учатся слушать музыку, различать на слух музыкальные произведения разного жанра и характера. Ребёнок учится передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты, различать долгие и короткие звуки, правильно выполнять логические ударения, закрепляется навык движения в соответствии с характером музыки и навык движения в пространстве.

3.Воспитательные задачи: дети учатся действовать самостоятельно, искать выразительные движения не подражая друг другу. Воспитывается умение перевоплощаться, проявляя свои творческие способности, умение вести себя и двигаться в соответствии тому образу, в который они перевоплотились. Воспитываются личностные качества ребёнка, чувства дружеской поддержки и взаимопомощи, доброе отношение ко всему окружающему.

4.Коррекционные задачи: коррекция двигательной сферы, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, установление равновесия и межполушарного взаимодействия в деятельности нервной системы, развитие сохранных функциональных систем, создание новых взаимоотношений между всеми функциональными системами организма и в конечном итоге - социальной реабилитации детей с речевой патологией.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мною перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана учитываю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

 На протяжении всего года проводила для родителей систематические консультации, на которых показывала приемы коррекционной, индивидуальной работы с ребенком, информировала о его трудностях и успехах, подсказывала, на что необходимо обратить внимание дома. Для каждого ребенка индивидуально продумывала домашнее задание, которое выполняли родители со своим ребенком.

 Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Список использованной литературы

  1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Программа Г.А. Волковой, Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983;
  3. Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
  4. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по логоритмике с учащимися 2 класса с ОВЗ

п/п

Название занятия

Количество занятий

Месяц

1.

«В осеннем лесу»

1

 

октябрь

2.

«Путешествие веселого язычка»

1

3.

«Приключения дождика»

1

4.

«Краски осени»

1

 

ноябрь

5.

«Приближается зима»

1

6.

«Зимовье зверей»

1

7.

«Теремок – холодок»

1

 

декабрь

8.

«Дед Мороз построил дом»

1

9.

«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева

1

10.

«Снеговик на ёлке»

1

 

январь

11.

«Карнавал»

1

12.

«Приключения снежинки»

1

13.

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

1

 

февраль

14.

«Зима в лесу»

1

15.

«Парад игрушек»

1

16.

«Мамины помощники»

1

 

март

17.

«Кем быть?»

1

18.

«Весенние превращения»

1

19.

«Юморинка»

1

 

апрель

20.

«Космическое путешествие»

1

21.

«Колобок»

1

22

«Как муравьишка дом солнышка искал»

1

 

май

23

«История о том, как гном построил дом»

1

24

«Солнечные зайчики»

1

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»