Статья
Использование логоритмики в работе логопеда
Сироткина Татьяна Александровна,
учитель логопед ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций, логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
При работе над дыханием обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираю эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы, которые должны быть короткими.
На занятиях по логоритмике отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.
В занятия логоритмикиобязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
При разработке любого логоритмического занятия учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Для более успешного проведения занятий необходимы психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
На подгрупповых занятиях использую разнообразные подвижные логоритмические игры. Цель: автоматизация звуков. Важно отметить, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой и общей моторики. Для развития мелкой моторики провожу систематические упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук: застегивание и расстегивание пуговиц, раскрашивание книжек "раскрасок", штриховка нарисованных предметов различной формы. Такжеиспользую упражнения пальчиковой гимнастики, стараясь превратить ее в разнообразную игру:
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, (Руку сжать в кулак, поочередно разгибать
этот пальчик – бабушка, пальцы, начиная с большого.)
этот пальчик – папочка,
этот пальчик – мамочка.
Ну а это я.Вот и вся моя семья! (Сжать руку в кулак несколько раз.)
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Во время работы над фонетической стороной речи помимо традиционных логопедических приемов применяю средства логопедической ритмики. Это позволяет более эффективно и в сокращенные сроки повлиять на коррекцию нарушений, так как произношение под музыку текстов, насыщенных аппозиционными звуками, способствует развитию произносительной дифференциации фонем.
Развитие восприятия слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.
Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
1.Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, дыхания, моторной функции, воспитания правильной осанки, походки, ловкости, силы, координации движений.
2.Образовательные задачи: дети усваивают знания в области музыкального восприятия, учатся слушать музыку, различать на слух музыкальные произведения разного жанра и характера. Ребёнок учится передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты, различать долгие и короткие звуки, правильно выполнять логические ударения, закрепляется навык движения в соответствии с характером музыки и навык движения в пространстве.
3.Воспитательные задачи: дети учатся действовать самостоятельно, искать выразительные движения не подражая друг другу. Воспитывается умение перевоплощаться, проявляя свои творческие способности, умение вести себя и двигаться в соответствии тому образу, в который они перевоплотились. Воспитываются личностные качества ребёнка, чувства дружеской поддержки и взаимопомощи, доброе отношение ко всему окружающему.
4.Коррекционные задачи: коррекция двигательной сферы, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, установление равновесия и межполушарного взаимодействия в деятельности нервной системы, развитие сохранных функциональных систем, создание новых взаимоотношений между всеми функциональными системами организма и в конечном итоге - социальной реабилитации детей с речевой патологией.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мною перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.
При составлении тематического плана учитываю следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
На протяжении всего года проводила для родителей систематические консультации, на которых показывала приемы коррекционной, индивидуальной работы с ребенком, информировала о его трудностях и успехах, подсказывала, на что необходимо обратить внимание дома. Для каждого ребенка индивидуально продумывала домашнее задание, которое выполняли родители со своим ребенком.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.
Список использованной литературы
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Программа Г.А. Волковой, Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983;
- Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план работы по логоритмике с учащимися 2 класса с ОВЗ
№ п/п |
Название занятия |
Количество занятий |
Месяц |
1. |
«В осеннем лесу» |
1 |
октябрь |
2. |
«Путешествие веселого язычка» |
1 |
|
3. |
«Приключения дождика» |
1 |
|
4. |
«Краски осени» |
1 |
ноябрь |
5. |
«Приближается зима» |
1 |
|
6. |
«Зимовье зверей» |
1 |
|
7. |
«Теремок – холодок» |
1 |
декабрь |
8. |
«Дед Мороз построил дом» |
1 |
|
9. |
«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева |
1 |
|
10. |
«Снеговик на ёлке» |
1 |
январь |
11. |
«Карнавал» |
1 |
|
12. |
«Приключения снежинки» |
1 |
|
13. |
«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки |
1 |
февраль |
14. |
«Зима в лесу» |
1 |
|
15. |
«Парад игрушек» |
1 |
|
16. |
«Мамины помощники» |
1 |
март |
17. |
«Кем быть?» |
1 |
|
18. |
«Весенние превращения» |
1 |
|
19. |
«Юморинка» |
1 |
апрель |
20. |
«Космическое путешествие» |
1 |
|
21. |
«Колобок» |
1 |
|
22 |
«Как муравьишка дом солнышка искал» |
1 |
май |
23 |
«История о том, как гном построил дом» |
1 |
|
24 |
«Солнечные зайчики» |
1 |