Организация работы в ОДП ЦСПСиД, направленной на коррекцию поведения детей, склонных к проявлениям девиаций
Поплевченкова Инна Валентиновна,
воспитатель Центра социальной помощи семье и детям
Калининского района Санкт-Петербурга
В ОДП я работаю с 2013 года. По первому образованию я воспитатель, а по второму – социальный педагог. Ранее имела опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста, затем 13 лет проработала с детьми-сиротами в детском доме семейного типа. Педагогический стаж более 20 лет. Поступив на работу в ЦСПСиД, первым делом я познакомилась с коллегами и воспитанниками, изучила особенности их общения внутри группы, их характеристики, проанализировала поведение ребят в школе и в Центре, их успеваемость и результаты диагностических исследований. Все несовершеннолетние имели социально-педагогическую запущенность и нуждались в социальной помощи и реабилитации. Группа состояла из 25 воспитанников в возрасте от 5 до 15 лет. Ребята с разным уровнем развития имеющие непростой анамнез в своей истории и требующие индивидуального сопровождения и повышенного внимания. Учитывая эти проблемы, я пришла к выводу о том, что для успешной реабилитации и коррекции поведения воспитанников, мне необходимо разработать свою систему занятий предусматривающую их активную занятость. Здесь возникли первые трудности и связаны они с тем, что продолжительность пребывания в ОДП несовершеннолетнего соответствует времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами социальной реабилитации сроком не более 4 месяцев. Коллектив воспитанников постоянно обновляется и у педагогов возникает потребность в постановке новых учебно-воспитательных задач для работы с поступившими детьми. В моем случае сложилось так, что ребята 8-12 лет были впервые зачислены в отделение, а некоторые из них зачислены на повторную реабилитацию и впереди у нас было время для осуществления моих планов.
Система занятий была составлена с учетом деятельности в индивидуальной и групповой форме. В ней предполагалось участие психолога, социального педагога, некоммерческой организации «Петербургские родители», клуба «Вымпел», преподавателей ДО, инспектора ОДН, медицинских работников и волонтеров студенческих организаций.
В играх и беседах я пыталась прояснить, что кроется внутри каждого ребенка. Детям была предложена игра «Моя мечта», в которой мы использовала волшебную коробочку для записок ребят об их мечтах. Посредством этой игры удалось расширить свои представления о желаниях и мыслях воспитанников об их будущем.
Затем провела игру «И это все Я», которая была направлена на представление целостной картины своей личности каждым воспитанником.
Детей попросила подготовить свои варианты проведения дней рождений осенних именинников и приближающегося Нового года. Также были проведены индивидуальные беседы с ребятами с целью выяснения их интересов и увлечений.
Учитывая все вышесказанное, мною была разработана система занятий и организация доступного досуга с определением краткосрочных и среднесрочных планов, направленных на будущее детей.
Цель: достижение положительных результатов в исправлении поведения подростков, коррекция их отношения к учебной деятельности, к школе посредством их информированности по вопросам правовых знаний, личностного развития, самоопределения и постановки ими позитивных жизненных целей, а также развитие мотивации к их достижению.
Задачи воспитательно-профилактической работы разделила на 3 блока: информационно-познавательный, позволяющий овладеть ребенку различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции; индивидуально-профилактический, направленный на преодоление негативных воздействий социальной среды;
и организацию занятости воспитанников через осуществление их полноценного досуга.
Предлагаемая коррекционная работа предусматривает:
- психологическую коррекцию отдельных негативных состояний, свойств и проявлений с целью повышения уровня психологического комфорта и социальной адаптации;
- проведение психологических тренингов в форме активного группового обучения с целью повышения эффективности социального функционирования личности.
Ожидаемые результаты: оздоровление условий воспитания и развития ребенка внутри коллектива; устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения; формирование у воспитанников положительной «Я-концепции»; повышение мотивированности обучения и коррекция его поведенческих реакций; развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.
Мною предусмотрены следующие формы коррекционной работы:
- консультации воспитанников по интересующим их вопросам;
- индивидуальная и групповая работа, проводимая совместно с психологом через создание диалоговых групп с воспитанниками с целью отреагирования эмоций, чувств и нахождение конструктивных форм взаимодействия друг с другом;
- проведение коммуникативных тренингов, направленных на развитие жизненных целей, на сплочение группы и др.;
- организация социально-педагогической работы среди воспитанников с девиациями в поведении, направленной на формирование у детей знаний о нравственных ценностях (о моральных идеалах и нормах поведения, справедливости, долге, самокритичности, честности, ответственности за себя), правомерность и обоснованность отношения к ним;
- формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки; развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей посредством создания диалоговых групп и проведения психологических тренингов.
Краткосрочные планы: оздоровление атмосферы внутри группы воспитанников, устранение неблагоприятного влияния со стороны их друзей и приятелей посредством включения воспитанников в интересную для них деятельность, налаживание отношений с педагогами школы, родителями, посещение уроков без прогулов.
Среднесрочные планы: формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности методами стимулирования; повышение мотивации обучения, приобретение знаний и навыков пользования ими в жизни по вопросам права, профориентации, медицинских знаний, личностному развитию, формированию ЗОЖ, обдуманный самостоятельный выбор профессии и компетентность воспитанников в социальной жизни.
Согласно поставленным задачам была запланирована и проведена следующая работа:
I. Информационно-познавательный блок:
1. Правовые знания.
Цель: дать воспитанникам представление об их правах и обязанностях (ответственности) перед законодательством РФ; познакомить ребят с Законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних граждан России посредством целенаправленных бесед и тренинга профилактики правонарушений с основами правовых знаний.
Занятия по темам: Система правоохранительных органов и органов социальной защиты населения; Что такое закон?; Кто занимается написанием законов; Что такое свод законов и правил?; Законодательство в РФ; Преступление, правонарушение, проступок и правопорядок; Основной закон России - Конституция РФ; Система права в РФ; Конвенция о правах ребенка; Государственная символика России и т.д.
2. Медицинские знания.
Цель: дать правдивые представления о соблюдении здоровья человека, о ЗОЖ, о медицинских учреждениях и проблемах решаемых ими.
Беседы по темам: Я и мое тело; Куда обратиться, если ты заболел; Как вызвать врача и скорую помощь; Как посещать медицинские учреждения; Как оформляется освобождение от учебы (справка) и работы (лист нетрудоспособности); Как получить медицинский полис; Как себя уберечь от заболеваний; О ЗОЖ!; О режиме труда и отдыха; О репродуктивном здоровье; Почему важно правильно питаться; Об отказе от вредных привычек.
3. Личностное развитие.
Цель: формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем; знакомство с чертами личности; формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей посредством групповой работы в тренинговой группе.
Беседы о честности и справедливости, о добре и зле, о порядочности, о милосердии и целомудрии; о жадности, взяточничестве, коррумпированности; беседы об аккуратности, чистоплотности, послушании. Организация занятий на развитие эмпатии и понимание (принятие) толерантности.
4. Человек в обществе.
Цель: дать информацию о правовой культуре граждан.
Беседы о навыках ведения повседневной жизни; о навыках обучения и навыках трудовых действий; об уровне развития социального поведения; об этикете, вежливости, искренности, морали; деловом общении.
5. Профориентация.
Цель: расширить представления воспитанников о различных видах профессий.
Беседа о Трудовом законодательстве; организация экскурсий на предприятия города и области. Были проведены экскурсии на хлебозавод, в библиотеку им. А.С.Пушкина, пожарную часть № 34, ресторан быстрого питания, беседа с работником швейной организации по пошиву изделий из кожи. Состоялись встречи с композитором и представителями правоохранительных органов.
II. Индивидуально-профилактический блок.
В работе данного блока предполагалось участие психолога и социального педагога и проведение ими работы, направленной на своевременное информирование, получение воспитанниками индивидуальных консультаций или организацию психодиагностики, полное взаимодействие в их работе.
Педагогами ежедневно проводились индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками по разным направлениям, носящие в себе обучающий, наставляющий и поддерживающий характер, направленные на соблюдение правил пребывания в Центре, посещение школы и выполнение ее Устава, на сплоченность коллектива группы. Провели беседы о вредных привычках, об умении своевременно сказать «Нет» на разного рода предложения об употреблении наркотических средств. В группе был проведен цикл тренингов, направленных на командообразование, повышение групповой сплоченности. Участие воспитанников в тренинговых занятиях имело свои положительные результаты. В работе группы принимали участие все дети, и чувствовалось, что им нравится быть одной командой, нравится откровенно говорить о своих мыслях и чувствах. Ребята с огромным удовольствием играли в предложенные им игровые упражнения, используя свои знания и умения. Интересно было наблюдать, когда в игре «Слепой и поводырь» ранее постоянно ссорившиеся между собой дети, проявляли друг о друге трогательную заботу. На фоне положительных результатов группы можно было наблюдать за выделяющимся среди всех воспитанников и неблагоприятно влияющим на эмоциональный фон группы, Колей К. Подросток вызывающе вел себя на протяжении всех занятий, отказывался от участия в тренинге, акцентировал внимание детей на второстепенных по значимости событиях, тем самым отвлекал ребят от занятий. Мы вынуждены были проводить с ним индивидуальную работу вне тренинга, чтобы дать возможность всем остальным ребятам без отвлекающих моментов достичь цели занятий.
У большинства воспитанников было выявлено положительное отношение к проведенным занятиям, где они смогли научиться взаимодействию внутри группы, сделали попытку осознать чувства и переживания другого человека, учились проявлять терпение, понимание и уважение друг к другу.
С целью профилактики правонарушений Мире Р. и Карине Е. было предложено заняться проектированием ИКТ по теме ЗОЖ с оказанием помощи с моей стороны. Девочки справились с заданием и представили свои работы: «ЗОЖ – это круто!» и «Наша жизнь в наших руках».
III. Организация досуга.
В работе этого блока предполагалось вовлечение ребят в интересную кружковую работу: шитьё, вышивание, работа с бисером, ИЗО, дэ-купаж, раскрашивание по дереву, оформление витражей, студия хореографии при «Вымпеле», хоровое пение в коллективе, участие в работе спортивных секций: шашки и шахматы, футбол, баскетбол, дартс, и, соответственно, участие в проведении соревнований по этим видам.
Нами были учтены все пожелания ребят и продуманы возможные варианты их участия в разных мероприятиях. Зоя Е. мечтала о театральной студии, о разных ролях в спектаклях. В «Вымпеле» она с огромным удовольствием стала посещать и репетировать свои роли в театральном кружке. На празднике Осени, во время осенних каникул, состоялась премьера спектакля с ее участием.
Все несовершеннолетние принимали участие в работе европейской биеннале современного искусства Манифеста 10, которая проходила при Государственном Эрмитаже в Главном штабе. Ребята создавали картины из ткани, участвовали в разработке и создании мультфильма с использованием ИКТ.
Мальчики участвовали в проведении игр по футболу. Саша К. и Мила Р. стали посещать спортивную школу. Саша занялась легкой атлетикой, а Мила гимнастикой. Раньше у девочек были неплохие результаты по этим видам спорта, и они с удовольствием стали заниматься снова.
Для Ларисы Р. и Эммы Ш. была предложена организация игр и конкурсов с младшими детьми.
На групповом собрании воспитанники решили организовать и провести новогодний концерт своими силами. Ребятами были выбраны красивые песни, стихи и увлекательные игры.
Мире Р. очень хотелось быть организатором досуга. Девочке предоставили возможность проявить свои желания и умения, исполняя роль режиссера новогоднего выступления. Зоя Е. согласилась стать наставником на репетициях у дошкольников и участвовать в концерте. Катя Л. была очень рада нашему предложению стать оформителем праздничного зала и под ее руководством ребята с удовольствием проделали эту работу. Мальчикам выпало счастье работать с подбором музыки, чему они были очень рады.
В результате проведенной работы были частично достигнуты положительные результаты в краткосрочном планировании. Удалось увлечь ребят совместной работой по подготовке празднования дней рождений, осенних именинников и Нового года. После проведения Дня именинника в группе состоялось собрание, где были отмечены участники мероприятия. Нами был оформлен стенд «Наши достижения», на котором появились фотографии ребят, без чьей помощи не состоялся бы праздник.
Все воспитанники выполняли просьбы и пожелания в подготовке сценария к новогоднему выступлению, в выборе и оформлении атрибутов и т.д. Вследствие полной занятости ребят в ОДП, в группе прекратились частые ссоры. Дети стали смотреть друг на друга более сдержанно, с интересом. Ребята продумывали каждый шаг действия, и у них не возникало желания грубить окружающим, шуметь и ссориться.
Если в жизни ОДП стали происходить изменения, то в школьной жизни особых изменений не было. Снова появились прогулы и невыполненные домашние задания (скрытые от глаз воспитателя), но теперь только у двух воспитанников и с новой ссылкой на занятость в репетициях. Несколько спокойнее стало поведение ребят на уроках, реже появлялись замечания учителей в дневниках.
В выполнении среднесрочных планов имеют успех методы стимулирования за хорошие дела. Особо отличившиеся воспитанники неоднократно имели возможность играть в боулинг, развлекаться в парке отдыха Сосновка (катание на велосипедах, роликах) и т.д. Ребята стали внимательнее относиться к своим воспитателям, пытались выстроить свои отношения с ними с лучшей стороны. На требования педагогов дети стали спокойнее реагировать, научились оговаривать совместно со взрослыми свои планы на ближайшие дни. Лучше стали учиться Карина Е. и Мира Р., больше свободного времени уделяет выполнению домашних заданий Катя Ш. и ее успеваемость отмечена грамотой директора школы. Во втором триместре у них появилось желание получить хорошую оценку. Ребята занимаются с педагогами, самостоятельно (под контролем) выполняют домашние задания и радуются своим успехам, чего нельзя сказать об остальных воспитанниках.
В работе воспитатели столкнулись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями по вопросам недобросовестной подготовки домашних заданий, прогулов, проявлению девиаций в поведении детей. С разных сторон мы пытались показать и доказать значимость обучения, информировали и разъясняли правила поведения в обществе, боролись с вредными привычками, но прониклись не все ребята. Сейчас домашние задания выполняют все воспитанники (под систематическим контролем и с помощью педагогов), но самостоятельно учится только три ребенка. Прогулы иногда повторяются, но большая часть детей посещает школу регулярно. Ребята занимаются в кружках и спортивных секциях. Я надеюсь, что проделанная коллективом ОДП работа в дальнейшем будет иметь свой положительный результат и у остальных детей так, как нами было приложено много усилий и проведено много добрых дел.
Литература:
1. Белкин А.С. Трудный подросток // Воспитание школьников, 2008, № 1.
. 2. Березина А. Как становятся трудными // Воспитание школьников, 2010,
№ 4.
3. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника
трудного детства. - Собр. соч. в 6 т. - М., 2008 т.-5.
4. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности
и наркотизма, проституции, суицидов и других девиаций. СПб., 2004.
5. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося
поведения и задачи педагогической реабилитации
трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 2006.
6. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения). 1-е изд. М., 2003; 2-е изд. М., 2004; 3-е изд. М., 2005;
4-е изд. М., 2007.
7. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и
группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012.
8. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. Пособие. 5-е изд. М., 2008.
9. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися.-
М: Высш. шк., 2009.