Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка.

Комплексы логопедической гимнастики «Доброе утро»

Сенцова Виктория Владимировна,
у
читель-логопед высшей категории,
Санкт-Петербург.
 Данная методика разрабатывалась для детей с ТНР, которые проходят курс занятий на аппарате БОС (биологически обратной связи). Но она может использоваться и самостоятельно.
  Немного остановлюсь непосредственно на системе работы с аппаратом БОС.
   Основой для формирования звуков речи является полноценное дыхание, физиологические механизмы которого подробно описаны многими авторами. По мнению Л.С.Выготского [13], речь немыслима без речевого дыхания (которое по многим характеристикам отличается от дыхания вне речи), причем даже внутренняя речь с ее малейшими речевыми движениями базируется на речевом дыхании.
       Для здорового ребенка должен быть характерен диафрагмально-релаксационный тип дыхания. Формирование и поддержание такого типа дыхания является базисом и необходимым условием успешной реализации любой программы оздоровления и реабилитации .
     Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путем последовательной тренировки выполнения статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации, с использованием в качестве объективизации метода БОС (биологически обратная связь) тренинг до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца, характерных для здоровых детей (соответственно возрасту).
   Для более успешной коррекции речи детей, учитываю методику работы с аппаратом БОС, был разработан ряд комплексов, включающий в себя не только дыхательную гимнастику , но и упражнения для развития голоса, артикуляторной моторики, пальчиковой и лицевой мускулатуры. А так же и работу над дикцией.
     Все комплексы опираются на лексические темы и  проводится ежедневно под музыку.
 
Перспективное планирование комплексов, входящих в утреннюю гимнастику, для детей старшего дошкольного возраста.

 
комплексы Лексическая тема Содержание
1
 

 
Овощи.
 
  1. Дыхательная гимнастика «“Поиграем животиками».
  2. Работа над голосом «Стон»
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Чистоговорка.
  5. Самомассаж «Лесной огород»
2
 

 
Фрукты
  1. Дыхательная гимнастика «Узнай по запаху”».
  2. Работа над голосом
 
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Чистоговорка «Яблочко».
  3. Самомассаж «Лесной огород»
3
 
 

 
Осень
  1. Дыхательная гимнастика «Носик и ротик поучим дышать”.
  2. Работа над голосом «Листочки».
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Чистоговорка «Осень»
  5. Самомассаж «Осень»
4 Игрушки
  1. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».
  2. Работа над голосом «Матрешки».
  3. Артикуляционная гимнастика на укрепление губ.
  4. Пальчиковая гимнастика «игрушки».
  5. Самомассаж
5
 
 
 

 
Посуда
  1. Дыхательное упражнение «“Танец живота”.
  2. Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»
  3. Работа над голосом и дыханием.
  4. Самомассаж «Посуда».
  Зима
  1. Дыхательная гимнастика «Поющие звуки”».
  2. Работа над голосом «Зима».
  3. Артикуляционная гимнастика «Снеговик»
  4. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
  5. Самомассаж «Снег»
7
 
Домашние животные
  1. Дыхательная гимнастика «Боковой маятник”.».
  2. Работа над голосом «Кто как кричит».
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Чистоговорки
  5. Самомассаж «Доярка Матрёнка».
8
 
Дикие животные
  1. Дыхательная гимнастика «Повороты головы».
  2.         Артикуляционная гимнастика
  3.         Работа над голосом
  4. Логиритмическое упражнение  «У оленя дом большой».
  5. Чистоговорки
 
9
Наша Армия
  1. Дыхательное упражнение «Ракета».
  2.  Артикуляционная гимнастика
  3. Чистоговорка  «Т – Т’»
  4. Музыкально-ритмическая композиция «Дозор!»
10
 
Транспорт
  1. Дыхательная гимнастика «Ушки».
  2. Работа над голосом
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Чистоговорка
  5.         Самомассаж
11
 
Весна
  1. Дыхательная гимнастика «Передний шаг».
  2. Работа над голосом
«Весна»
  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Самомассаж  «кормушка».
12
 
Перелетные птицы
  1. Дыхательное упражнение .
  2.         Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
  3. Работа над голосом
«Полюбуйся - весна»
  1. Чистоговорки
  2. Самомассаж  «кормушка».
13
 
Деревья
  1. Дыхательная гимнастика «Деревья»
  2. Работа над голосом
  3. Артикуляционная гимнастика
  4.   Чистоговорка
  5. Самомассаж «Лебеди».
 
14
Насекомые
  1. Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание»
  2.         Работа над голосом.
  3. Артикуляционная гимнастика
  4.   Чистоговорка
  5. Самомассаж «Насекомые».
 
Комплекс № 1
  1.  Дыхательное упражнение “Поиграем животиками”.
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
  1. Работа над голосом «Стон»
Мышцы шеи, плеч, лица, рук, ног свободны. Стон свободно выходит из гортани движется в область «маски» (пазухи носа, лба). Звук спокойный, тянущийся, монотонный. Ммм  Ммм   Ммм.
Произнести фразу «на стоне»: Маму я молю упрямо молока налей мне, мама.
МммаМммуяМммолюупряМммо
МммолокаНалейМммнеМммаМмма
  1. Артикуляционная гимнастика. «Лежит кабачок». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном состоянии под счет от 1 до 5-10. Кончик языка должен касаться нижних зубов.
 «Вкусная морковка». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая.
«Как растет салат?». Губы в улыбке. Широкий язык с силой протискивать между зубами наружу так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка.
4.      Чистоговорка.
Ох-ох-ох – лучше всех горох.                   Дети соединяют большой и                             
                                                                      указательный пальцы
Ха-ха-ха – это чепуха                               Хлопают в ладоши
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор           Ударяют кулачками по коленям
Овь-овь-овь – сладкая морковь.             Хлопают ладонями по коленям
Ла-ла-ла – вкусная свекла                      Ритмично сжимают пальцы в кулаки
Оп-оп-оп – душистый укроп                  Ритмично сжимают и разжимают
                                                                 пальцы, подняв руки вверх.
  1. Самомассаж
На опушке на лесной
 
Вырос огород большой.
В нём морковка – для зайчишки,
 
И капуста для бобра.
Репка сладкая – для мишки.
 
 
Лист свекольный – для ежа
Удивлён лесной народ –
Кто сажает огород?
Поглаживание лоб волнообразными движениями лоб от середины к вискам.
Растереть лоб по кругу пальцами правой руки.
Поглаживание от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям
Нарисовать «очки»
Погладить щёки по кругу
Погладить подбородок от центра по направлению ушей тыльной стороной ладони.
Изобразить удивление, размять края от мочек ушей вверх.
Погладить лоб, щёки и подбородок.
Комплекс №2
  1. Дыхательные упражнения. “Узнай по запаху”.
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например фрукты, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из фруктов, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный фрукт. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать фрукт. А затем, держа фруктперед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
  1. . Артикуляционная гимнастика.
    Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
«Щечки-яблочкu». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячем слuву за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
  1.  Работа над голосом.
Дорожкино                     Дети произносят «топ-топ» в низком регистре,
                                        хлопая ладонями по коленям
Лукошкино                   Произносят [о] с постепенным усилением звука,
                                       Разводя руки в стороны показывая большую корзину
Опушкино                Произнося «чап-чап» в низком регистре, ударяя
                                   кулачками по бедрам
Засушкино               Произносить звук  [а] на связках так, чтобы звук был
                                  Скрипучим
Кастрюлькино          Поют звук [а] от самого высокого звука до
                                самого низкого, показывая высоту звука рукой
Бульбулькино            Произносят «Буль-буль» в разных регистрах на одном
                                       звуке
Лучково                     Поют звук [у] от самого высокого звука до самого
                                    низкого, показывая высоту звука рукой
Сельдереюшкино          Поют звук [ы] от самого высокого звука до самого
                                    низкого, показывая высоту звука рукой
Морковкино                Произносят «ших-ших» скользя ладонями друг о друга.
Перловкино               Коротко произносят «х,х,х» резко сжимая пальцы в
                                   кулак и раскрывая их.
Тарелкино                 Произносят «пых-пых» энергично выдыхая, руки на
                                  поясе, понимая и опуская плечи.
И ложкино               Выдыхают воздух через губы-трубочки, как бы дуя на
                                 ложку.
Приятного аппетита!
  1. Чистоговорка «Яблочко».
Та-та-та – яблочко моя мечта.               Дети сжимают и разжимают пальцы
Ато-ато-ато – витаминами богато         Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?           Поднимают и опускают плечи
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.      Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую
  1. Самомассаж тот же.
Комплекс №3
  1.  Дыхательные упражнения. “Носик и ротик поучим дышать”. Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
  1. Артикуляционная гимнастика.
Испугались листочки дождя, (губы в улыбке. Широкий язык лежит между зубами. Дети выдувают воздух на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Язык и губы должны быть расслаблены. Следить, чтобы щеки не надувались.)
  •  
  •  
«Свернулись в трубочки». Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем поднять боковые края языка свернуть их в «пирожок».
3. Работа над голосом
«Листочки»
Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…
И качает так листок – Ф-Ф-Ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).
4.Чистоговорка «Осень»
Ла-ла-ла – осень к нам пришла.   Дети хлопают в ладоши.
Ул-ул-ул – ветерок подул             Ритмично вытягивают руки вперед,
                                                         раздвинув пальцы, и прижимая их к груди,
                                                        сжимая пальцы в кулаки
Ила-ила-ила – листва                 Вращают кистями поднятых вверх рук
 в воздухе кружила
Али-али-али -                              Делают скользящие хлопки (тарелочки)
Все мы осень ждали.
  1. Самомассаж. «Осень».
 
Комплекс №4
  1. Дыхательные упражнения. «Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.

 
  1. Работа над голосом. «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно­сить следующие слова:
Мы идем и топаем:
 «Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
  1. Артикуляционная гимнастика.
« Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» (Трубочка).  Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
«Бублик» (Рупор).  Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок».  Чередование положений губ. «Кролик».  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы
  1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
На большом диване в ряд                            Попеременно хлопают в ладоши  и                                                                       стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:                
Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.

 
  1. Самомассаж  тот же.
 
Комплекс №5
  1. Дыхательные упражнения . “Танец живота”.
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение – одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
  1. Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости               Надуваем щеки
С ними худые – лишь кожа да кости         Втягиваем щеки
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись     Губы в широкой улыбке, зубы
                                                                       Обнажены.
Поцеловать они всех потянулись             Губы тянуться вперед
Утром проснулись – в улыбочку губы     Снова широкая улыбка
Чистим мы свои верхние зубы                  Широкий язык за верхними зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи      Соответствующие движения широким
                                                                    Языком
С нижними зубками тоже мы дружим     Движения широким языком за
                                                                      нижними зубами
Губы сожмем мы, и рот прополощем        Поочередное надувание щек – губы
                                                                       не пропускают воздух
И самоваром пыхтим, что есть мочи       Одновременное надувание обеих щек
                                                  С последующим выпусканием воздуха через губы
Блюдца поставим  - положат блины нам   Широкий язык на нижней губе
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо       Подуть на широкий язык
Блинчик жуем, завернем и прикусим       Жуем распластанный язык, потом
                                                            прикусываем его, завернув за нижние зубы
Блинчик с вареньем малиновым вкусным     Облизываем широким языком
                                                                          Верхнюю губу спереди назад
  1. Упражнеиия для голоса и дыхания
 
Пьём коктейль через трубочку.  (Вдох.)  Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
   Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
   Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»

 
  1. Самомассаж «Посуда»
У бабулечки Ягули                 Погладить лоб обеими руками от середины к 
                                                   вискам по спирали.
Сковородки и кастрюли         Нарисовать «очки» вокруг глаз.
Сами жарят,                              Погладить щёки по кругу.
Сами варят,                               Пальчиковый «душ» по кругу на щеках.
Сами тушат,                              Погладить губы от середины к углам.
Сами парят.                               Пощипать края губ от середины к углам
                                                   рта.
Сами столик накрывают -          Обхватить подбородок указательным и
                                                  большим пальцами и погладить от центра
                                                      к ушам.
Бабку Ёжку угощают.             Погладить голову руками от макушки к шее
                                                    - рисуем платок.
 
Комплекс №6
 

 
  1. Дыхательные упражнения «Поющие звуки”.
 
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

 
  1. Работа над голосом.
Снег искрится на солнце.                    Дети произносят короткие «острые»
                                                               Звуки [а] в разных регистрах.
Дым из труб поднимается столбом.         Поют звук [у] от нижнего  к
                                                                      верхнему, и наоборот.
Плавно летят снежинки.                       Пропевают нисходящие звуки [о].
Большие сугробы на земле.                 Усиливают и уменьшают звук на одном
                                                                 дыхании на любые гласные.
  1. Артикуляционная гимнастика «Снеговик»
      «Снеговик смотрит по сторонам» (на развитии мышц шеи). И.п. – сидя, спина и шея прямые. Поворачивать голову в стороны. При повороте – вдыхать носом, при возвращении в и.п. – выдыхать ртом.
«Снеговик удивился» (на развитие жевательно-артикуляторных мышц). Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад.
«Снеговик встретил знакомых ребят» (на развитие мимико-артикуляторных мышц). Придать лицу выражение радости, удивления, восхищения.
2Снеговик восхищен» (на стимуляцию движений нижней челюсти). Открывать рот с преодолением сопротивления и произнесением звуков [а] и  [э] шепотом на мягкой атаке.

 
  1. Пальчиковая гимнастика. «Снежный ком». 
Взяли дети белый ком,                                          Изображаем ком
Будем строить снежный дом                                Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой,                                           Имитируем движения "поливаем водой"
Домик будет ледяной                                            Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу
Ком за комом мы кладем,                                    Ставим кулачок на кулачок
 Вот и вылепили дом                                            Рисуем в воздухе ладонями домик 
  1. Самомассаж «Снег».
Без него скользить не могут          Погладить лоб от середины к вискам.
         Лыжи,                                                 Растирать лоб вертикальными
                                                            движениями указат. пальцев.
Санки                                              Растирать лоб горизонтальными
                                                        движениями указат. пальцев.      
и коньки.                                     Растирать лоб спиральными 
                                                     движениями указат. и средних пальцев.   
И на зиму не похожи                  Поглаживать по направлению от носа к
                                                      ушам.
Это зимние деньки             Постучать пальчиками, собранными в щепотку
                                               по щекам.
Землю спрячет от мороза   Погладить подбородок тыльной стороной
                                                ладоней от середины   подбородка к ушам.
И порадует нас всех               Пощипать подбородок от середины   к ушам.   
Мягкий,                                 Надавливать указательными пальцами на
                                                верхнюю губу   от середины к углам.       
белый                                     Надавливать указательными пальцами на  
                                                нижнюю губу   от середины к углам.     
И пушистый                           Растирать спиральными  движениями  губы
Долгожданный первый снег   Погладить лоб, щёки, подбородок.
 
Комплекс 7                                                                 

 
  1.          Дыхательные упражнения. “Боковой маятник”.
Качание туловищем из стороны в сторону. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Быстро наклонить туловище влево, резко остановиться, наклонить туловище вправо – резкое торможение, и так 15-20 раз. Движение выполняется непрерывно, дыхание не задерживается.
Постоянство и систематичность – необходимое условие при постановке диафрагмального дыхания. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.    
     
  1. . Работа над голосом. «Кто как кричит».
  Корова мычит.          Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.
Лошадка кричит.      Произносят «и-го-го!»: 1-й слог высоким голосом,
                                   2-й и 3-й – низким
Курочка поет,         Поют «ко-ко-ко…», опускаясь с высокого звука к низкому.
Цыпляток зовет.           Коротко произносят «пи-пи-пи..» в разных регистрах.
Крякает утка,               Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в
Зовет своих малюток.    низком регистре, а 3-й – как можно более высоком.
  1. Артикуляционная гимнастика.
«Телёнок» (жевательные движения, рот при этом закрыт).
«Сердитый Пушок» (Рот приоткрыт, язык в виде «мостика»)
«Котёнок лакает молоко» (лакательные движения языком).
«Лошадка улыбается» (Губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.)
  1. Чистоговорки

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»