Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование экологических представлений
и основ экологических знаний у детей
с ограниченными возможностями

Паутова Галина Константиновна

Цель: Формирование элементарных навыков поведения в природе и основ экологических знаний у детей с недоразвитием интеллекта.

Задачи работы:

  • воспитание и привитие навыков в формировании экологических представлений  и основ экологических знаний у детей с недоразвитием интеллекта;
  • выбор продуктивных видов деятельности на занятиях и во внеурочное время;
  • адаптация каждого обучающегося к повседневной жизни;
  • воспитание в детях любви к природе, стремления ее беречь и защищать.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.

Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

  1. Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
  3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно. На одних занятиях формируются первичные знания, на других уточняются, расширяются и углубляются.

В коррекционно – образовательной работе с детьми умеренной умственной отсталостью использую разнообразные методы и приемы работы: это беседы, наблюдение, пояснение, практические опыты, наглядность разной модальности, широко применяю на занятиях дидактические игры с коррекционной направленностью, загадываем загадки, пословицы, читаем рассказы. В специальных беседах рассказываю: об охране птиц и их роли в деле   защиты   природы,   о   деревьях  и   их  полезных  качествах,  о  цветах   (раннецветущих, луговых, садовых), о лекарственных травах, цветах, о ядовитых и несъедобных ягодах и растениях.

Привлекаю детей к охране муравейников, объясняю, что муравьиные постройки стоят на одном месте 100 лет и более (средняя по величине муравьиная семья уничтожает до 5 млн. вредных насекомых). Жизнь растений и животных зависит от нас, надо беречь природу, никогда не надо делать того, что способствует ее разрушению.

Побывав в лесу, не надо оставлять там яичной скорлупы, бумажек от конфет, стаканчиков от мороженого. Лес должен остаться чистым. Не рвать цветов, которые завянут еще на дороге, а лес и луг потеряют частицу своей красоты.

Разработала цикл бесед:

«Какую роль играет регулярная уборка помещения».

«Что такое хорошо и что такое плохо».

«Зеленая аптека».

«Почему нужно беречь воду».

«Красная книга».

Для того  чтобы знания детей правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия природы, только такие знания ориентируют детей в окружающем и способствуют развитию у них сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение.

Привитие любви к природе, непосредственное пребывание в ней благоприятно воздействуют на коррекцию поведенческих нарушений воспитанников.

Натуральные объекты природы помогают ученикам с ограниченными возможностями здоровья получать более точные знания о предметах и явлениях окружающего мира.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Знакомя с природой, я обращаю внимание детей на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму, окраску, запах листьев и цветов, движения животных и т. д. Полученные  знания корригирую с использованием различных анализаторов:

- зрительный – ребенок видит цвет, размер, форму.

- слуховой – слышит шум ветра, плеск воды, шелест листвы. Журчание ручейка.

- вкусовой – сладкий вкус меда, вкус клубники, моркови, яблок, родниковой воды.

- осязание – ощупывая предметы природы, ребенок чувствует шероховатость коры дерева, крупинки речного песка, чешуйки шишек, запах тополиных почек после дождя.

Стараюсь для обучения задействовать все органы чувств детей. Предоставляю возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать и даже (если это возможно и безопасно!) пробовать на вкус объект исследования. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Мир огромен, а опыт детей ограничен, поэтому нужно знакомить их с природой постепенно показывать, сначала близкие и доступные их пониманию явления, помочь накопить им факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы могли получить правильное представление о ней.

Вся работа по экологическому воспитанию тесно связана с  содержанием программного материала по предметам учебного плана.

Решать задачи по экологическому воспитанию возможно на любом коррекционно-образовательном занятии, так на занятии: «Домашние животные» знакомила детей с домашним животным «Кошка». Дети учились выделять характерные признаки животного, части тела, одновременно воспитывалось доброе отношение к четвероногим друзьям. Рассказывала о том, как человек заботится о домашних животных, полученные знания закреплялись в играх.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я придумала, а также подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками. Делают их живыми, а,  следовательно, и более интересными.

В игре дети активно знакомятся с окружающим миром, познают мир вещей и мир человеческих отношений.

В. А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизических возможностей.

Очень интересно проходили занятия под названием: «Берегите воду», «Не топчи травку», «Как вести себя в природе», «Природа и человек», «Лес наше богатство», «Почему мы часто слышим слово «экология»». Содержание занятий дает широкие возможности для игр.

Предложенные темы занятий дают детям установку на правильное поведение в природе.

Задачи учителя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях я говорю: «Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т. д. А вот вы, дети, молодцы, так не делаете».

Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребенка экологически правильной игровой деятельности, однако усилия учителя не пройдут для него бесследно.

Разработала тематику экскурсий и занятий на экологические темы, которые обеспечивают организацию познавательной, познавательно-развлекательной и практической деятельности учащихся с недостатками в развитии:

  1. «Листопад».
  2. «Наш пруд и его обитатели».
  3. «Зимующие птицы».
  4. «Береги зеленые насаждения».
  5. «Кормления птиц».
  6. «Удивительное рядом».
  7. «Следы птиц на снегу».
  8. «Лесные врачи». (муравьи, дятел, птицы)
  9. «Опыты со срезанными ветками».
  10. «Первоцветы».
  11. «На цветочной поляне». (узнавание и называние цветов, вспомнить загадки о них, рисование)

На прогулках и экскурсиях в природу дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

В настоящее время вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к флоре и фауне нашей страны приобретают все большую актуальность. Прежде всего, дети должны быть здоровы, а о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф.

Поэтому все проблемы меркнут – остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это не случится, если мы не научим экологически грамотно мыслить детей. Вот цели и задачи, которые я ставлю перед собой: научить детей воспринимать окружающий мир, облагородить чувства детей, научить их понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней.

Наблюдения показывают. Что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов, разоряют гнезда, ловят бабочек, стрекоз и других насекомых. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Во все времена года я развиваю у детей любовь к природе, способность видеть ее красоту, воспитываю отрицательное отношение к уничтожению живой природе, понимание недопустимости жестокого обращения с животными.

С появлением в лесу ягод и грибов провожу разъяснения ребятам правила сбора этих даров природы.

Развивать у детей любовь к природе, выражать это чувство в делах. Например, зимой подкармливать птиц, оберегать деревья и кустарники на участке (не ломать их).

Даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований.

Регулярно весной и осенью проводим уборку на территории школы. Помним о том, что брошенная бумага разлагается до 2 лет, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет – сотни лет, т. к. нет на земле бактерии, которые смогут его разрушить.

Мы должны научить детей понимать и беречь природу. Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить его с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать им интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.

Природа – это все, что нас окружает: это лес, поле, луг, горы, водоемы, воздух окружающий землю, звезды, планеты – вся Вселенная. Деревья, яркие цветки, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их и служит источником познавательной деятельности.

Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Хочется, чтобы и в далеком будущем люди могли слагать стихи о природе с полным пониманием ответственности за ее судьбу, как поэт С. Вургун:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг учителя.

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода

Птице – воздух

Зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна родина.

Охранять природу – значит охранять родину.

(М. М. Пришвин)

Если бы все люди с вниманием и уважением относились к природе, то эта проблема во многом бы утратила свою остроту.

«Человек по-настоящему бережет и охраняет только то, что он любит» - сказал Н. Сладков. С его словами нельзя не согласиться. Остается лишь добавить, что любовь к природе должна быть такой же, как любовь к жизни – раз и навсегда. Природа – это дом, в котором мы живем. А чистота природы зависит от нравственной чистоты людей.

Если предлагаемая тема умножит любовь к природе, если она донесет до детей, хотя бы, малую частицу бесчисленного мира лесных удивлений, то я считаю свою задачу выполненной.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться  охранять их. Любовь эта должна быть действенной, нужно только направлять его деятельность.

Вся эта работа по экологическому воспитанию, все эти методы и приемы помогают детям беречь, охранять  и любить природу.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»