Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ранняя социализация детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования

Мантур Марина Валерьевна

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом "Об образовании в Российской Федерации", где гражданам  гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

По данным Министерства здравоохранения за 2012 год  более 2-х миллионов детей имеют ограниченные возможности здоровья. Около 10% из них  с  нарушением интеллекта. Воспитание и обучение детей данной категории в основном осуществляется в условиях специальных коррекционных учреждений.

Социальные контакты детей ограничены пространством коррекционных групп и затрудняют возможность своевременного развития коммуникативных навыков, а закрытость семьи, которая не посещает с ребенком общественные места,  усложняет  процесс его социализации. Вовремя начатая работа по расширению повседневного жизненного опыта позволит ребенку с нарушением интеллекта  успешнее адаптироваться в обществе.

Передо мной, как учителем-дефектологом встал вопрос о преодолении ограничений в социальном общении детей,  поиске вариантов их обучения и воспитания.

На наш взгляд, именно  инклюзивное образование  обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка, формирует его жизненные компетенции, стирает границы между общим и специальным образованием.

Поэтому, целью  работы стала организация инклюзивного образования для обеспечения ранней социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для организации инклюзивного образования являются следующие приоритеты нормативно-правового характера.

Нам близки позиции таких авторов, как Н.Н. Малафеев, Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутепова, Л.И. Загляда, которые считают, что умственно отсталых дошкольников нельзя лишать специально созданных условий воспитания и обучения, но при этом необходимо максимально расширять их социальный опыт.

Особенностью инклюзивного образования в нашем ДОУ является то, что за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, мы сохраняем специализированную психолого-педагогическую помощь,  а  взаимодействие с другими  детьми  организуем в процессе тех  мероприятий, которые им доступны.

Инклюзивное образование в нашем детском саду строится с учетом принципов добровольности, индивидуального подхода, социального и партнерского взаимодействия с семьей.

Мы считаем, что реализация инклюзивного образования будет успешна в том случае, если в ДОУ созданы и соблюдены условия  наличие нормативно-правовой базы, доступной развивающей среды и готовность участников образовательного процесса.

Так, начиная с 2011 г. нами  проведена большая подготовительная работа по плану реализации инклюзивного образования.

На первом этапе мы провели анализ готовности ДОУ к внедрению инклюзивного образования. Анализ изучения  мнения  педагогов и родителей  о возможностях организации совместного воспитания детей разных категорий показал,  48 % педагогов не владеют методами и приемами работы с детьми с нарушением интеллекта , 28 % родителей   отрицательно относятся к идее совместного обучения,  63% педагогов и родителей не имеют представление об инклюзивном образовании.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов  в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов,  обучающих  семинаров, мастер-классов.

Реализация программ способствовала овладению педагогами навыками работы с детьми разных категорий.

Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей , были проведены консультации, на сайте дошкольного учреждения создан раздел «Равные среди равных»,  работает родительский клуб «Мы вместе» В результате проведенной работы   93 % родителей увидели преимущества  инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду.

Велась предварительная работа и с детьми общеразвивающих групп.   Реализован комплекс занятий «Уроки доброты»,  направленный на осознание себя и принятие других, организованы гостевые визиты в специализированную группу, что способствовало формированию доброжелательного  отношения к детям с нарушением интеллекта.

Кроме этого нами были внесены дополнения в основную общеобразовательную программу ДОУ, разработаны локальные акты по инклюзивному образованию, пополнена предметно-развивающая среда общеобразовательных групп.

Таким образом, к 2013году мы создали  необходимые условия для включения детей с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников, которое проводим по следующему алгоритму:

В состав каждой общеобразовательной группы во вторую половину дня вводятся 2-3 ребенка с нарушением интеллекта, близких по уровню развития.

Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы,  использование которых помогает обогатить социальный опыт детей,   сформировать  навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными  способами   общения.

По итогам каждого дня  педагоги обсуждают эффективность проведенных мероприятий и  вносят необходимые коррективы.

Для изучения результатов работы по социальному развитию детей с   нарушением интеллекта нами был разработан мониторинг сформированности  жизненных компетенций.

Промежуточные результаты мониторинга показали, что увеличилось количество воспитанников:

  • вступающих в   контакт со взрослыми и сверстниками на 16%;
  • соблюдающих  правила поведения в общественных местах на 21%;
  • овладевших культурно-гигиеническими навыками на 19%.

Совместное обучение детей разных категорий положительно повлияло не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и помогло в нравственном воспитании других дошкольников, развивая в них такие важные качества, как отзывчивость, доброта, чувство сострадания, что  является важнейшим итогом проведенной работы.

Перспектива дальнейшей работы видится нам в привлечении социальных партнеров – учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, благотворительных организаций.

Таким образом, мы считаем внедрение инклюзивной практики   приоритетным направлением  развития системы специального образования.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»