Ранняя социализация детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования
Мантур Марина Валерьевна
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом "Об образовании в Российской Федерации", где гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.
По данным Министерства здравоохранения за 2012 год более 2-х миллионов детей имеют ограниченные возможности здоровья. Около 10% из них с нарушением интеллекта. Воспитание и обучение детей данной категории в основном осуществляется в условиях специальных коррекционных учреждений.
Социальные контакты детей ограничены пространством коррекционных групп и затрудняют возможность своевременного развития коммуникативных навыков, а закрытость семьи, которая не посещает с ребенком общественные места, усложняет процесс его социализации. Вовремя начатая работа по расширению повседневного жизненного опыта позволит ребенку с нарушением интеллекта успешнее адаптироваться в обществе.
Передо мной, как учителем-дефектологом встал вопрос о преодолении ограничений в социальном общении детей, поиске вариантов их обучения и воспитания.
На наш взгляд, именно инклюзивное образование обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка, формирует его жизненные компетенции, стирает границы между общим и специальным образованием.
Поэтому, целью работы стала организация инклюзивного образования для обеспечения ранней социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основанием для организации инклюзивного образования являются следующие приоритеты нормативно-правового характера.
Нам близки позиции таких авторов, как Н.Н. Малафеев, Т.В. Волосовец, Е.Н.Кутепова, Л.И. Загляда, которые считают, что умственно отсталых дошкольников нельзя лишать специально созданных условий воспитания и обучения, но при этом необходимо максимально расширять их социальный опыт.
Особенностью инклюзивного образования в нашем ДОУ является то, что за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, мы сохраняем специализированную психолого-педагогическую помощь, а взаимодействие с другими детьми организуем в процессе тех мероприятий, которые им доступны.
Инклюзивное образование в нашем детском саду строится с учетом принципов добровольности, индивидуального подхода, социального и партнерского взаимодействия с семьей.
Мы считаем, что реализация инклюзивного образования будет успешна в том случае, если в ДОУ созданы и соблюдены условия наличие нормативно-правовой базы, доступной развивающей среды и готовность участников образовательного процесса.
Так, начиная с 2011 г. нами проведена большая подготовительная работа по плану реализации инклюзивного образования.
На первом этапе мы провели анализ готовности ДОУ к внедрению инклюзивного образования. Анализ изучения мнения педагогов и родителей о возможностях организации совместного воспитания детей разных категорий показал, 48 % педагогов не владеют методами и приемами работы с детьми с нарушением интеллекта , 28 % родителей отрицательно относятся к идее совместного обучения, 63% педагогов и родителей не имеют представление об инклюзивном образовании.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики были разработаны и реализованы программы: спецкурсов, тренингов, обучающих семинаров, мастер-классов.
Реализация программ способствовала овладению педагогами навыками работы с детьми разных категорий.
Для формирования позитивно настроенного мнения родителей на совместное обучение детей , были проведены консультации, на сайте дошкольного учреждения создан раздел «Равные среди равных», работает родительский клуб «Мы вместе» В результате проведенной работы 93 % родителей увидели преимущества инклюзивного образования, выступили сторонниками его развития в детском саду.
Велась предварительная работа и с детьми общеразвивающих групп. Реализован комплекс занятий «Уроки доброты», направленный на осознание себя и принятие других, организованы гостевые визиты в специализированную группу, что способствовало формированию доброжелательного отношения к детям с нарушением интеллекта.
Кроме этого нами были внесены дополнения в основную общеобразовательную программу ДОУ, разработаны локальные акты по инклюзивному образованию, пополнена предметно-развивающая среда общеобразовательных групп.
Таким образом, к 2013году мы создали необходимые условия для включения детей с ОВЗ в среду типично развивающихся сверстников, которое проводим по следующему алгоритму:
В состав каждой общеобразовательной группы во вторую половину дня вводятся 2-3 ребенка с нарушением интеллекта, близких по уровню развития.
Совместная деятельность детей разных категорий организуется через разные формы, использование которых помогает обогатить социальный опыт детей, сформировать навыки правильного поведения в общественных местах, овладеть разными способами общения.
По итогам каждого дня педагоги обсуждают эффективность проведенных мероприятий и вносят необходимые коррективы.
Для изучения результатов работы по социальному развитию детей с нарушением интеллекта нами был разработан мониторинг сформированности жизненных компетенций.
Промежуточные результаты мониторинга показали, что увеличилось количество воспитанников:
- вступающих в контакт со взрослыми и сверстниками на 16%;
- соблюдающих правила поведения в общественных местах на 21%;
- овладевших культурно-гигиеническими навыками на 19%.
Совместное обучение детей разных категорий положительно повлияло не только на детей с ограниченными возможностями здоровья, но и помогло в нравственном воспитании других дошкольников, развивая в них такие важные качества, как отзывчивость, доброта, чувство сострадания, что является важнейшим итогом проведенной работы.
Перспектива дальнейшей работы видится нам в привлечении социальных партнеров – учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, благотворительных организаций.
Таким образом, мы считаем внедрение инклюзивной практики приоритетным направлением развития системы специального образования.