Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лингвистический аспект письма

Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед

Лингвистический аспект письма представлен в работах И.Н. Садовниковой, О.В. Правдиной, В.К. Орфинской и А.Н.Корнева и  др.

По мнению И.Н.Садовниковой, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте, и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка.   (Садовникова И.Н. - 1983г.)                                                                          Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок которому нужно написать слово всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. (Правдина О.В. - 1969г.)

Письменная речь очень сложна для изучения и, по мнению А.Н.Корнева, письменный язык имеет собственные правила, которые по аналогии с фономорфологическими правилами устного языка можно было бы назвать графоморфологическими. А также он считает, что в отличии от устного языка письмо имеет весьма условные и довольно жесткие правила орфографии.    Письмом мы называем способ перекодирования, т.е. набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием. В русской альфабетической системе письменности он включает операции символизации   (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков. Система правил перекодирования и определяет отличия одного вида письменности от другого: пиктографическое, идеографическое, силлабическое, альфабетическое. В пиктографическом письме слово обозначается картинкой – пиктограммой, в идеографическом – иероглифом (в китайском языке), в силлабическом – письменный знак обозначает слог (в японском языке), альфабетическом письме знак символизирует один звук (иногда два звука). (Корнев А.Н. - 2003г.)

Альфабетическое письмо, также оно еще называется алфавитным, является самым прогрессивным видом письменности. Русское письмо относится к алфавитным системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания. Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.  (Садовникова И.Н. - 1997 г.)

В нашем письме буквами передаются лишь основные звуки языка. Различные же изменения звуков в буквах  не отображаются. Вот почему при многообразии звуков устной речи мы имеем весьма ограниченное количество букв.

В русском правописании имеются различные принципы, характеризующие отношение звука и буквы. Таковы, например, фонетический и морфологический принципы. Каждый из этих принципов устанавливает разное соотношение между буквами алфавита и звуковой системой языка. (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. -  М., 1967г.)

По мнению О.В.Правдиной           для того, чтобы понять многочисленные затруднения детей, страдающих нарушениями письменной речи, необходимо знать, что для русского языка свойственны три принципа правописания: фонематический, традиционный, морфологический.

Фонематический принцип основан на том, что обе формы (устную и письменную) объединяет соответствие между звуками речи и буквами. В отношении фонетически обусловленных орфограмм особое значение в письме приобретает звуковой анализ, а возможность пользования звуковым анализом связана с правильным произношением звуков и их различением.  (О.В.Правдина. - 1969г.)

А.Н.Корнев определяет фонетический принцип (основа графики): логически главенствующий, но его употребление резко ограничено морфологическим и традиционным принципами. Это как бы основное правило, имеющее массу исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того в сильной или слабой позиции они находятся («пиши как слышишь»). (Корнев А.Н. - 2003г.)

Традиционный принцип:

Традиционное написание ряда слов обусловлено только исторически и не может быть обосновано той или иной проверкой его.                                      Традиционное написание требует запоминания зрительного образа слова и противопоставления его привычному слуходвигательному навыку. Этот принцип формулируется следующим образом: «Произносится слово так, а пишется иначе» (в письме). В реализации этого принципа приобретают особое значение зрительные восприятия – зрительная память и двигательный навык написания слова, что противоречит навыку фонетического письма.  (О.В.Правдина. - 1969)

Морфологический принцип заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом фонемы слабых позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.

(А.Н.Корнев. - 2003г.)

О.В.Правдина называет этот принцип Семантическая орфография (или морфологическое и смысловое написание слов) – принцип единообразного написания тождественных морфологических частей слова (приставок, корня, суффиксов, флексий), хотя в произношении их имеется несоответствие звуков.

Этот принцип требует знания соответствующих правил и умения применять их. Эти случаи не только противопоставлены привычным слуховым и произносительным образам слов с их написанием, но и требуют анализа их и сопоставления с родственными им грамматическими и смысловыми формами, т.е. достаточного развития контекстной и внутренней речи у школьника, а также достаточно развитого словаря и грамматического строя и навыков словоизменения и словообразования.  (О.В.Правдина.  -  1969г.)

Аналитико-синтетический принцип обучения письму в том виде, как он сложился в России, базируется на нескольких обязательных принципах-условиях, без которых овладение письмом представляется невозможным:

а) Осознание фонематической структуры слов и овладение навыком фонематического анализа;

б) Полноценное владение слухо-произносительной дифференциацией и идентификацией всех фонем русского языка;

в) Владение синтаксическим членением речевого потока (высказывания) на предложения и слова;

г) Владение полным набором звукобуквенных ассоциаций, т.е. правил символизации фонем русского языка по законам графики;

д) Владение базовыми навыками каллиграфии, т.е. полным набором моторных образов-кинем (строчных и прописных) и правил их соединения при безотрывном письме

Перечисленные условия касаются преимущественно начального этапа освоения навыка правописания. Несформированность  любого из них делает овладение письмом почти невозможным. Существующая программа обучения  составлена как жесткий алгоритм, не предполагающий альтернативных путей для освоения базовых навыков правописания. Жесткость этого алгоритма заключается не только в приемах обучения, но и в сроках и последовательности формирования перечисленных поднавыков. Все это существенно повышает риск возникновения нарушений письма в случаях незрелости тех или иных из вышеописанных предпосылок. . (Корнев А.Н. - 2003г.)

Таким образом, лингвистический уровень организации письменной речи обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, т.е. реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»