Психолингвистический аспект письма
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
Психолингвистический аспект письма представлен в работах отечественных ученых И.И.Горелова, А.А.Леонтьева, К.Ф.Седова, и др.
Этот аспект обеспечивает письмо лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, т.е реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова,фразы и тексты. Одним словом, обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:
- Процесс звукоразличения,с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы. Это звено осуществляет анализ более крупных единиц речи – количество слов во фразе и восприятие общего звукового абриса фразы.
-Объем акустического восприятия и слухо-речевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.
- Актуализация образов – представлений графемы на основе поступающей звуковой информации, и ее перешифровка в соответствующие буквы.
-Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.
- Написание букв, слов, фраз. (Цветкова Л.С. – 2000г.)
Сформировавшаяся внутренняя программа (замысел) начинает трансформироваться, вследствие чего начинает работать механизм перекодировки, перевода смысла с языка образов и схем на конкретный язык – язык значений. Здесь появляются первичная вербальная запись будущего высказывания: ключевые понятия, предложения обрывки фраз, которые несут ядерный (рематический) смысл.
Дальнейшее формирование речи представляет собой разворачивание ядерного смысла (темы) в построенное в соответствии с психолингвистической нормой текстовости речевое целое.
При этом сначала образуется синтаксическая схема будущего высказывания. «Внутренние слова», т.е. значения слов уже становятся «прообразами» слов внешних и занимают постепенно «свои» синтаксические позиции.
Следующим этапом является грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики; после чего: Реализуется послоговая оторная программа внешней речи, артикуляция. (Горелов И.И. Седов К.Ф. - 2001)
По мнению А.Р.Лурии, первое из звеньев операционной организации речи связано с обеспечением ее физической, или звуковой стороны: звуковой анализ речи, превращающий непрерывный поток звуков в дискретные единицы – фонемы, на основе выделения признаков, играющих решающую роль в различении смысла слов и неодинаковых в различных языках. Второе звено - лексико-семантическая организация речевого акта, состоящая в овладении лексико-морфологическим кодом языка, который обеспечивает превращение образов или понятий в их словесные обозначения. ( А.Р.Лурия. - 1973г.)
Как отмечает А.А.Леонтьев, на этапе грамматико – семантической реализации внутренней программы выделяются несколько подэтапов: (Фенограмматический, синтаксическое прогнозирование, синтаксический контроль).
Особенностью фенограмматического подэтапа является - линейный принцип. Сюда входят следующие операции: распределение семантических признаков, ранее приписанных одной кодовой единице, между несколькими единицами; линейное распределение кодовых единиц в высказывании, еще не имеющих, однако, грамматических характеристик.
Почти одновременно с фенограмматическим подэтапом начинает осуществляться синтаксическое прогнозирование. Этому подэтапу соответствует лексико – грамматическая характеризация высказывания в ходе движения по нему слева направо. Последовательным элементам приписываются все недостающие им для полной языковой характеристики параметры:
- Место в общей синтаксической схеме высказывания;
- «Грамматические обязательства», то есть конкретная морфологическая реализация места в общей схеме плюс синтаксически нерелевантные грамматические признаки;
- Полный набор семантических признаков;
- Полный набор акустико-артикуляционных (или графических) признаков.
По мнению А.А Леонтьева модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом: (Мотив, программирование, оформление мысли в предложение, анализ предложения на слова, звуковой анализ, соотнесение выделенных фонем с графемами, воспроизведение графем с помощью движений руки). (Леонтьев А.А. - 1999г.)
В понимании А.А. Леонтьева письмо, как вид деятельности, включает три основные операции: (Символическое обозначение фонем; моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; графо-моторные операции).
а) Символическое обозначение звуков речи, то есть фонем;
Осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых оно состоит.
б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;
Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа:
- Фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т.е. установление временной последовательности фонем.
- Трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.
Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв.
в) Графо-моторные операции.
Графо-моторные навыки – конечное эффекторное звено в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. (А.Н.Корнев. - 2003г.)
Таким образом, психолингвистический аспект является весьма актуальным при рассмотрении нарушений письма т.к. многочисленные затруднения у детей могут быть связаны с трудностями программирования и контроля, с неполноценным развитием фонологических представлений, трудностями кодирования и декодирования (установления звукобуквенных соответствий), сложностями в удержании и последовательном восстановлении из памяти фонологических кодов, нарушением фонематического членения (неспособности разделить слова на составляющие их звуки).