Дидактические игры и игровые приемы обучения учащихся русскому языку в коррекционных школах VIII вида. Правописание гласных после шипящих
Янькова Анна Сергеевна,
учитель I категории ГБСКОУ №502
Кировского района Санкт-Петербурга.
Для поддержания интереса к предмету русский язык и лучшего усвоения учебного материала используются следующие приемы:
1) знакомство с шипящими согласными в стихотворной форме
(Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук, издает жужжащий звук: ж-ж-ж.);
2) использовать загадки, где в ответе будет сочетание гласной с шипящей согласной (снежинка, машина, лыжи и т. д.);
3) составить предложение с такими словами;
4) делать звукобуквенный разбор таких слов, делить слова на слоги;
5) использовать картинки, где изображен предмет, в слове которого есть сочетание гласной с шипящей согласной;
6) работа с чистоговорками
(Жи-жи-жи- на столе лежат ножи.
Ши-ши-ши- это наши малыши.);
7) написать слоги, найти лишнюю гласную (неверную): ы, ю, я;
8) написать слова с орфографическими ошибками, дети должны найти и исправить, объяснить;
9) игра «Словесный мяч» - учитель или дети бросают мяч друг другу, одновременно называя слово на данное правило, кто ловит, тот называет гласную после шипящей и правило;
10) составление ребусов, кроссвордов из слов на данное правило;
11) дети приводят примеры слов на сочетание: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
12) правило в стихотворной форме:
ы, ю, я – их под запрет!
Не пройдут на красный свет!
За шипящей – знает всяк –
Их писать нельзя никак.
13) слова с пропущенной орфограммой (тиш…на, лыж…);
14) во время чтения учителем текста вслух дети находят и называют слова, где есть сочетание гласной и шипящей согласной.