Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеллектуальные чувства  дошкольников,
как составная часть мыслительной деятельности

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».

Е.Н. Водовозова

(Умственное и нравственное воспитание детей от первого

проявления сознания до школьного возраста)

В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.

Различают следующие виды высших чувств:

  • моральные (нравственные, этические), которые формируются в процессе воспитания;
  • эстетические, в их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты;
  • интеллектуальные, они проявляются в процессе познавательной деятельности;
  • практические (праксические), порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью;

Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

К интеллектуальным чувствам относятся:

Чувство нового возникает при поиске нового.

Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным.  Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.

Чувство догадки – всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.

Чувство сомнения – является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами  и это побуждает к проверке добытой информации.

Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.

Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.

 

Интеллектуальные чувства – чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.

Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия,  дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются  радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью – все эти  интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.

Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально – типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого – подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова,  вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.

Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался  добывать их самостоятельно, и умел применить  в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.

Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как она представляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.

Немаловажное значение я отдаю играм с природным,  рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего – либо на собственном опыте.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»