Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа над интонационной выразительностью речи
детей младшего школьного возраста с ДЦП

Сочинская Злата Борисовна,
учитель-логопед
ГБОУ "Центр "Динамика" Санкт-Петербурга

    У большинства детей, страдающих ДЦП, грубо нарушена мелодико-интонационная сторона речи. Даже при сохранном слухе такие дети могут не различать основных видов интонации. Предложения, произносимые  с разной интонацией, воспринимаются ими одинаково. дети затрудняются выделить среди нескольких предложений , предложение, произнесённые с одной и той же интонацией; подобрать к услышанному предложению соответствующую карточку с изображением знаков препинания или символов.

Нарушения мелодико-интонационной стороны речи наблюдаются у детей с ДЦП и при реализации речевого высказывания. Речь детей характеризуется невнятностью, монотонностью, гнусавостью, наличием лишних длительных пауз или, наоборот, отсутствием необходимых пауз. Слова произносятся по слогам. При этом первый слог произносится обычно более громко, чем последующие слоги. Конец слова произносится невнятно или на дополнительном вдохе. Такая же картина наблюдается и при воспоризведении фразы: начало высказывания характеризуется повышение интонации, в  середине наблюдается резкое понижение интонации и наличие дополнительных пауз, конец фразы произносится обычно с затухающей интонацией или не произносится вообще. Испытывая значительные трудности употребления основных видов интонации, дети с ДЦП используют много жестов и мимических движений, которые заменяют передачу различных интонационных отттенков речи. Иногда дети полностью переходят на жестовое и мимическое оформление произносимых ими фраз. Все высказывания произносятся ими одинаково монотонно, но сопровождаются разными жестами и мимикой.

Работу над интонационной выразительностью речевого высказывания следует начинать с формирования у детей с ДЦП с общих представлений об интонационной выразительности речи на материале одного и того же текста, произносимого сначала без интонационного оформления, затем - с интонационным оформлением. Только после того, как дети научатся определять разницу в звучании текста в первом и во втором случае, следует переходить к знакомству с разными видами интонации(повествовательной, вопросительной, восклицательной). Детям объясняется, что содержит каждый вид предложения, как изображается на письме. Затем дети учатся выделять повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения из небольших текстов, поднимая соответствующие карточки с изображение точки, вопросительного или восклицательного знаков. После этого проводится работа по дифференциации интонационных структур в импрессивной речи на материале текстов.

Работа над интонационной выразительностью различных типов предложений в экспрессивной речи начинается с отработки повествовательной интонации. Сначала дети произносят предложени вместе с логопедом, затем - самостоятельно с опорой на графическую схему. Обязательно проводится работа по определению и перемещению интонационного центра повествовательного предложения. Дети учатся постепенно перемещать интонационный центр из конечной в неконечную позицию предложения. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения начинается с отработки вопросительной интонации без вопросительного слова (на материале слов), затем - с вопросительным словом (на материале предложений) и осуществляется в той же последовательности, что и работа над интонацией повествовательного предложения. Отработка восклицательной интонации сначала проводитс на материале междометий, слов, затем - на материале диалогов и стихов. После того, как все основные виды интонации отработаны, необходимо провести дифференциацию различных типов предложений в экспрессивной речи на материале считалок, стихотворных текстов, диалогов.

Таким образом, работу по формированию интонационной выразительности речи у детей младшего школьного возраста с ДЦП следует проводить в определённой последовательности, которая предполагает постепенный переход от общих представлений детей С ДЦП о различных оттенках тона высказывания к их дифференцированному усвоению, от различения средств интонационной выразительности в импрессивной речи к их правильному употреблению в экспрессивной речи.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»