Определение уровня готовности осязательного анализатора у детей с нарушением зрения к обучению
Бондаренко Татьяна Николаевна
Перед поступлением слепого и слабовидящего ребенка в школу с ним проводится комплексная диагностика уровня его готовности к школьному обучению. Одним из аспектов готовности ребенка к обучению является уровень развития его тактильного восприятия. Диагностическая работа в данном направлении имеет своей целью не только необходимость определить реальный уровень готовности каждого воспитанника к школьному обучению, но и потребность наметить путь и объем коррекционно-развивающей работы. Результаты диагностической работы имеют огромное значение, так как именно учет полученных результатов позволяет разработать для каждого ученика индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.
Следует помнить, что полное представление о предметах слепой ребенок может получить только при помощи осязательного восприятия, т.е. тщательного ощупывания предмета. При неумелом восприятии ребенок утрачивает интерес к обследованию предметов в результате чего искусственно ограничивает и без того бедный его чувственный опыт. Слова, относящиеся к этим предметам и их признакам запоминаются формально без должного понимания содержания.
Тифлопедагог должен знать, что при проведении тифлопедагогической диагностики необходимо при подборе заданий придерживаться следующих требований:
1) содержание и форма представления материала должна соответствовать возрастным и зрительным (осязательным) возможностям детей
2) материал должен быть представлен в интересной и доступной форме
3) материал должен быть включен в привычные для ребенка виды деятельности
4) тифлопедагогическое обследование необходимо начинать с установления контакта с ребенком.
В ходе выявления уровня развития тактильного восприятия тифлопедагог должен иметь в виду, что на момент поступления ребенка в школу он должен уметь:
- узнавать и различать различные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)
- различать с помощью осязания поверхности предмета, материал, из которого сделан предмет (дерево, ткань, бумага, металл, стекло, пластмасса)
- владеть всеми способами осязательного восприятия (ручной, ладонный, пальцевой) и правильно их использовать
- владеть культурой осязательного обследования (обследовать предмет последовательно, на рабочей поверхности стола, сверху вниз, двумя руками)
Оценки в баллах:
1 балл – норма (ребенок обнаруживает сформированность всех умений)
Рекомендации: ребенок не нуждается в коррекционных мероприятиях, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению
3 балла – ниже нормы (ребенок обнаруживает отсутствие сформированности одного из умений или недостаточный уровень сформированности двух умений)
Рекомендации: ребенок нуждается в коррекционных мероприятиях, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению
5 баллов – значительно ниже нормы (ребенок не владеет тремя и более умениями, перечисленными выше, выполняет все задания хаотично, методом проб и ошибок)
Рекомендации: ребенок нуждается в реализации усиленной коррекционный программы, направленной на формирование готовности к школьному обучению