Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Определение уровня готовности осязательного анализатора у детей с нарушением зрения к обучению

Бондаренко Татьяна Николаевна

Перед поступлением слепого и слабовидящего ребенка в школу с ним проводится комплексная диагностика уровня его готовности к школьному обучению. Одним из аспектов готовности ребенка к обучению является уровень развития его тактильного восприятия. Диагностическая работа в данном направлении имеет своей целью не только необходимость определить реальный уровень готовности каждого воспитанника к школьному обучению, но и потребность наметить путь и объем коррекционно-развивающей работы. Результаты диагностической работы имеют огромное значение, так как именно учет полученных результатов позволяет разработать для каждого ученика индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.

Следует помнить, что полное представление о предметах слепой ребенок может получить только при помощи осязательного восприятия, т.е. тщательного ощупывания предмета. При неумелом восприятии ребенок утрачивает интерес к обследованию предметов в результате чего искусственно ограничивает и без того бедный его чувственный опыт. Слова, относящиеся к этим предметам и их признакам запоминаются формально без должного понимания содержания.

Тифлопедагог должен знать, что при проведении тифлопедагогической диагностики необходимо при подборе заданий придерживаться следующих требований:

1) содержание и форма представления материала должна соответствовать возрастным и зрительным (осязательным) возможностям детей

2) материал должен быть представлен в интересной и доступной форме

3) материал должен быть включен в привычные для ребенка виды деятельности

4) тифлопедагогическое обследование необходимо начинать с установления контакта с ребенком.

 

В ходе выявления уровня развития тактильного восприятия тифлопедагог должен иметь в виду, что на момент поступления ребенка в школу он должен уметь:

- узнавать и различать различные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)

- различать с помощью осязания поверхности предмета, материал, из которого сделан предмет (дерево, ткань, бумага, металл, стекло, пластмасса)

- владеть всеми способами осязательного восприятия (ручной, ладонный, пальцевой) и правильно их использовать

- владеть культурой осязательного обследования (обследовать предмет последовательно, на рабочей поверхности стола, сверху вниз, двумя руками)

Оценки в баллах:

1 балл – норма (ребенок обнаруживает сформированность всех умений)

Рекомендации: ребенок не нуждается в коррекционных мероприятиях, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению

3 балла – ниже нормы (ребенок обнаруживает отсутствие сформированности одного из умений или недостаточный уровень сформированности двух умений)

Рекомендации: ребенок нуждается в коррекционных мероприятиях, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению

5 баллов – значительно ниже нормы (ребенок не владеет тремя и более умениями, перечисленными выше, выполняет все задания хаотично, методом проб и ошибок)

Рекомендации: ребенок нуждается в реализации усиленной коррекционный программы, направленной на формирование готовности к школьному обучению

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»