Статья
Организация работы учителя-логопеда
в условиях логопедического пункта
Полицковая Оксана Леонидовна,
учитель-логопед ГБДОУ
детский сад №137 Санкт-Петербурга
В своей статье я хочу поделиться с коллегами, как я организую коррекционную работу в условиях логопедического пункта общеобразовательного детского сада, опираясь на многолетний опыт работы в речевых группах и обобщив опыт работы коллег на школьных и дошкольных логопунктах. На база дошкольного образовательного учреждения в условиях функционирования стационарного логопедического пункта необходимо оказывать квалифицированную логопедическую помощь каждому нуждающемуся ребенку, начиная с двухлетнего возраста. Современный век—век развитых высоких технологий, всеобщей компьютеризации. Некоторые дети уже с двух - трехлетнего возраста начинают играть в компьютерные игры, умеют обращаться с современными средствами связи. Однако говорить понятно для окружающих после двухлетнего возраста может не каждый современный малыш. Воспитатели, учителя, дефектологи, психологи, врачи и сами родители повсеместно отмечают, что детей с непонятной речью становится с каждым годом больше. Речь у детей все чаще начинает формироваться с опозданием. Причины и виды речевых расстройств увеличиваются и усложняются. Дети с тяжелыми нарушениями речи поступают в логопедические сады. Средний возраст воспитанников речевых садов 5-6 лет. В Санкт-Петербурге за последние годы произошли сокращения логопедов при поликлиниках и группах раннего развития. Логопедические сады преобразуются в комбинированные. Часто ребенку с тяжелым речевым нарушением одного, двух лет логопедической помощи до школы бывает недостаточно, что в дальнейшем не может не отразиться на эффективности школьного обучения. Известно, что чем раньше выявлены причины речевых нарушений и начата коррекционная работа, тем лучше и устойчивее результаты этой работы. Еще до поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение родителям предлагается заполнить анкеты и опросники учителя-логопеда. Это позволяет специалисту собрать анамнез будущих воспитанников, уточнить состояние речи детей на данном возрастном этапе, привлечь внимание родителей к речевому развитию ребенка. Учитель-логопед проводит первичную консультацию для родителей детей, которые еще не посещают детский сад. Родители будущих воспитанников узнают о возрастных нормах становления речи малышей, о значимости развития мелкой и артикуляционной моторики, слухового и зрительного внимания. Учитель-логопед объясняет, как важно приучить ребенка чистить зубы и язык утром и вечером, привить ребенку гигиенические нормы. Педагог советует родителям своевременно обращаться к медицинским специалистам. Стоматолог поможет сохранить молочные зубы, которые участвуют в правильном произношении некоторых звуков. Консультации отоларинголога позволят избежать осложнений заболеваний органов дыхания и слуха, выявить на раннем этапе возможные нарушения слуха. Консультации невролога позволяют уточнить неврологический статус ребенка, а при необходимости вовремя начать лечение. Родители узнают, что отсутствие речи у ребенка может быть обусловлено тяжелыми речевыми нарушениями. Логопедическая помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями (моторной, сенсорной алалией, стертой дизартрией) наиболее эффективна при параллельном медицинском сопровождении и активном сотрудничестве родителей, учителя-логопеда и дефектолога. На этом этапе учитель-логопед общается с родителями, знакомит их с логопедической литературой, рассказывает о развивающих играх, направленных на становление всех сторон речи, о пользе массажа пальцев рук, мимических мышц, ушных раковин. В сентябре учитель-логопед наблюдает за периодом адаптации малышей, беседует с воспитателями, проводит индивидуальные консультации и анкетирование родителей. Пристальное внимание требуют дети, которые не используют вербальные средства общения, не понимают инструкций взрослых или говорят очень невнятно. Рекомендую логопедам наблюдение за процессом приема пищи детей: жует ли ребенок твердую пищу, не давится ли едой, не выливается ли жидкость изо рта во время питья, какими зубами ребенок пережевывает пищу, умеет ли малыш пить из трубочки. Наблюдение во время прогулки, на спортивных и музыкальных занятиях позволит определить физический статус ребенка. Учитель-логопед должен обратить внимание на детей, которые испытывают затруднения при выполнении мелких, дифференцированных движений руками. Нарушения координации, недостаточный объем движений, нарушение темпа в сторону ускорения, хаотичные, суетливые движения ребенка, нарушения походки, осанки ребенка могут свидетельствовать о наличии у воспитанника стертых форм дизартрии. Внешний вид ребенка тоже может дать учителю-логопеду полезную информацию. Сглаженность носогубной складки с одной или с двух сторон, бедность мимики, неспособность улыбнуться, нахмуриться, удивиться или несимметричность мышц лица при выражении ребенком своих эмоций должны привлечь внимание специалиста. Часто дети со стертой дизартрией имеют дефицит веса, так как они тратят очень много энергии из-за повышенного тонуса мышц. Дети могут ходить на цыпочках, на носочках, у них напрягаются икроножные мышцы, мышцы бедра, повышен тонус сгибательных мышц, ребенок ходит на прямых ногах, не сгибая колени. Малыш скорее не идет, а бежит. Соотнесение первичных полугодичных данных о ребенке и анализ состояния речевого, психического и моторного развития на момент начала пребывания в дошкольном учреждении позволяет выявить группу риска детей по речевому развитию и начать квалифицированную помощь малышу и его семье. Учитель-логопед, опираясь на медицинские заключения, собственные наблюдения, результаты логопедического обследования уточняет речевой диагноз, выявляет причины речевого нарушения, планирует и организует индивидуальную коррекционную помощь ребенку, координирует работу воспитателей и родителей. В течении учебного года учитель-логопед проводит индивидуальные консультации для родителей, практические занятия для родителей и детей с тяжелым нарушением речи, во время которых обучает взрослых приемам логопедического массажа, массажа пальцев рук, мимических мышц, показывает игровые и доступные формы проведения артикуляционной гимнастики. Дает родителям домашние задания по развитию всех сторон речи, рекомендует в помощь соответствующую логопедическую литературу. На родительских собраниях учитель-логопед рассказывает об общих речевых проблемах, отвечает на вопросы, которые интересуют большинство родителей конкретной возрастной группы. Учитель-логопед логопедического пункта в массовом детском саду ведет занятия с детьми подготовительной и старшей группы с диагнозом НПОЗ. Дети с тяжелыми нарушениями речи должны поступать в специализированные дошкольные учреждения. Но практика показывает, что по разным причинам и на логопедических пунктах обучаются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Если до поступления ребенка в детский сад начать диагностическую, а далее профилактическую коррекционную работу в условиях стационарного логопедического пункта, то ребенок и его семья, не дожидаясь взросления малыша до пяти, шести лет, получают возможность квалифицированной логопедической помощи с раннего возраста. Реализация ранней диагностики нарушений речевого развития и последующая правильно организованная логопедическая помощь позволяет ребенку в будущем хорошо учиться в школе, получать разностороннее образование, быть успешным. Список литературы 1. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Спб.: Детство-пресс, 2011. - 160 с. 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Спб.: Каро, 2003. - 56 с. 3. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада. Спб.: Детство -пресс, 2006. - 144 с. 4. Сизова О. Б. Шесть шагов к развитию речи. Спб.: Каро, 2003. - 48 с. 5. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет. М.: Сфера, 2006. - 96 с.