Экскурсия, как форма обучения
Зуйкова Татьяна Петровна
В специальной (коррекционной) школе большое внимание уделяется проведению учебных экскурсий. Прежде всего, это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Часто представления и понятия у школьников бывают не полными, не точными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже не сложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им не доступны. Всё это обуславливается необходимостью специального организованного обучения учащихся в естественной или приближённой к естественной обстановке. Такой формой обучения является экскурсия.
Целью организации экскурсии может быть изучение конкретных предметов, объектов в естественной обстановке или же закрепления и обобщения знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса. Все экскурсии должны быть заранее спланированы. Тематические экскурсии по характеру и учебным задачам делятся на вводные, текущие, итоговые.
Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определённого учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Меж предметные экскурсии могут быть вводными или итоговыми.
К проведению экскурсий предъявляются определённые требования. Все они должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель экскурсии, определяются конкретные задачи и содержание занятий.
Учащиеся должны быть подготовлены к работе в условиях отличных от классно - урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах во время экскурсии.
Проводить занятия вне класса бывает очень сложно. Предварительно должна быть проведена вводная беседа в классе. Далее надо настроить и организовать учащихся на самостоятельные наблюдения, в процессе беседы выявить знания, возможности видеть общее и отличное. Должна быть продумана система вопросов и заданий, что и где наблюдать, на что обратить особое внимание. Вопросы и задания должны быть конкретными, краткими. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают сходство и отличие изучаемых предметов, явлений, объектов, учатся видеть общее, что объединяет предметы и конкретное, что делает их индивидуальными, неповторимыми.
Ознакомительные и итоговые экскурсии, особенно на выставки, предприятия, учреждения, музеи могут проводиться не учителем. В таком случае экскурсовод должен быть подготовлен к встречи со школьниками. Учитель обговаривает с ним объём и характер сообщаемого материала, количество демонстрируемых предметов.
Время активной работы учащихся на экскурсии должно быть ограниченным, соответствовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутомления.
Следует помнить, что только тщательно продуманная, заранее подготовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувственный опыт учащихся интересными наблюдениями, будет способствовать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления