Проект
Скажем папе, скажеммаме: Игры сделали мы сами
Использование новых образовательных технологий воспитателем логопедической группы №5 Ефимовой Т.П.
Ефимова Тамара Петровна,
воспитатель логопедической группы
ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Актуальность темы:
Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на основе «со-деятельности», «со-творчества», «со-мыслия».
Я считаю, что благодаря инновационной проектной деятельности происходит: развитие дошкольного учреждения, рост качества образовательного процесса, внедрение новых педагогических программ технологий, разработка и апробация авторских программ, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, разработка педагогами разнообразных проектов.
Введение
Вот уже на протяжении нескольких лет я работаю в разновозрастной логопедической группе. В начале каждого учебного года, на место ушедших в школу детей в нашу группу приходят новые. Они приходят, как правило, из традиционных общеобразовательных детских садов, где в группах собраны дети одного возраста. Круг общения таких детей кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. К тому же современный ребёнок чаще всего в семье один, так что опыта общения с детьми, более младшего, возраста у него нет. Хотелось помочь «новеньким» как можно легче и быстрее войти в новый коллектив, где есть старшие ребята «предшкольники» и малыши четырёх лет. Чтобы они ощутили себя членами большой, дружной семьи, где старшие помогают младшим, могут помирить, успокоить малышей и научить играть в интересные игры.
Как уже упоминалось выше, наша группа логопедическая. В работе с детьми с нарушением речи огромное значение имеет развитие тонкой моторики. Развитие тонких моторных навыков и развитие речи идут рука об руку. А где, как не в художественно-продуктивной деятельности развивается мелкая моторика. Общеизвестно, что именно эта деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительное развитие ребёнка. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности. Она наиболее доступна, наиболее осмысленна и наиболее предпочтительна для ребят дошкольного возраста. Поэтому художественно-продуктивная деятельность является одной из ведущих в развитии детей нашей группы.
Поначалу я собирала работы детей в именные папки и в конце учебного года отдавала родителям, но многие детские работы оставались невостребованными. Выбросить их не поднималась рука. И тогда возникла идея использовать результаты организованной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд...) и бросовый материал ( крышки, фантики, кусочки ткани, нитки, аптечные резинки...) для создания новых развиващих игр и пособий вместе с детьми.
Так появилась проект «Скажем папе, скажем маме: Игры сделали мы сами».
ПРОЕКТ
«Скажем папе, скажем маме: Игры сделали мы сами»
Вид проекта: Творческий.
Продолжительность проекта: май 2014г.- май 2015г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Проект малозатратный. Используется бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т.д.),результаты организованной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд...).
Цель проекта:
-Включить ребёнка в совместную продуктивную деятельность с взрослым и друг с другом по созданию развивающих игр, в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС.
-Пополнить развивающую среду группы новыми развивающими играми и пособиями.
Задачи:
1. Использовать организованную деятельность (лепка, аппликация, художественный труд) для создания новых игр.
2. Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом, другими детьми, родителями.
3. Развивать тонкие моторные навыки посредствам художественно-продуктивной деятельности.
4. Поддерживать детей в создании новых игр, расширять игровой опыт.
5. Помочь «новичкам» адаптироваться в группе.
7. Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).
8. Научить уважать тех, кто с тобой рядом (трудится или играет).
9. Учить справедливости при распределении обязанностей (во время изготовления игр и во время самой игры).
10. Во время самой игры честно соблюдать и понимать правила игры и контролировать их выполнение другими.
11. Уважать общий замысел, уметь подчиняться мнению большинства.
12. В ходе игры научить ждать, уступать, делиться, оказывать помощь другим.
13. Организовать активное использование игр детьми, свободный доступ детей к созданным играм.
14. Воспитывать бережное отношение к играм, созданным другими детьми.
15. Построить активный механизм обмена впечатлений между детьми (организовать регулярное обсуждение и рассматривание новых игр).
16. Использовать игры для закрепления пройденного материала (цвет, форма, овощи, животные и т.)
В проекте реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Направления работы.
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
(май-сентябрь 2014г.)
-Накопление и подбор бросового материала (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, кусочки ткани, фантики фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т.д.)
-Подбор методической литературы.
- Разработка конспектов НОД по изготовлению игр – самоделок, сценариев развивающего общения детей друг с другом по обучению детей правилам игры.
-Анализ особенностей группы.
-Беседы с детьми.
-Беседы с родителями.
-Подбор методической литературы.
-Выставка игр, сделанных воспитателем совместно с выпускниками группы прошлого года.
-Мотивация детей на учасмие в проекте.
-Разработка и написание плана работы с детьми в рамках проекта.
Работа с родителями.
-Составление рекомендаций для родителей.
-Составление анкеты для родителей.
-Разработка формы организации работы с родителями.
-Консультации для родителей в рамках проекта .
2 этап – ОСНОВНОЙ
(Изготовление игр, овладение детьми игровыми действиями и правилами).
( октябрь-март 2015г.)
-Игры, изготовленные воспитателем.
-Игры, изготовленные воспитателем в групповой и подгрупповой работе.
-Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.
-Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр со взрослыми.
-Рассматривание, обсуждение изготовленных игр совместно с детьми.
-Помощь воспитателя в определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил,результата игры.
-Совместная игра с воспитателем (руководство ходом игры, обеспечение активности детей, оказание помощи робким, застеньчивым, поощрение инициативы).
-Помощь старших детей более младшим в овладении игровыми действиями, игровыми правилами.
-Использование игр-самоделок в совместной и организованной деятельности детей.
3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.(апрель-май 2015г.)
-Выставка развивающих игр.(группа)
-Презентация проекта.
-Трансляция опыта работы другим педагогам ДОУ.
-Размещение материалов проекта в СМИ.
Предполагаемый результат:
-Объединение детского коллектива (развитие умения договариваться, развитие партнерской деятельности, умения распределять роли).
-Быстрая, лёгкая адаптация «новичков» в группе.
-Активное взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями.
-Обагощение опыта детей по созданию развивающих игр, активное использование приобретённого опыта в повседневной жизни.
-Формирование стремления доводить начатое дело до конца, получать результат, который будет интересен другим людям.
-Приобретение умения активней и легче находить себе партнеров для игры.
-Улучшение развития детей по большенству показателей (речь, внимание, поведение, развитие мелкой моторики, коммуникативность и т.д.)
-Формирование партнёрских взаимоотношений между сотрудниками группы и с семьями воспитанников.
-Пополнение развивающей среды группы новыми играми и пособиями.
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА 2014-2015г.
(В рамках пректа «Скажем папе, скажем маме: Игры сделали мы сами» )
МЕСЯЦ |
НАЗВАНИЕ ИГРЫ |
ЦЕЛЬ ИГРЫ |
ОКТЯБРЬ
|
Игры-шнуровки: «Дерево с фруктами» «Грибочки на полянке» Игры на развитие правильного речевого дыхания по лексическим темам («Овощи», «Фрукты», «Грибы») |
Цель: развитие моторно- зрительной координации, пространственного восприятия, произвольности психических процессов. Выработка усидчивости и внимательности, трудолюбия.
|
НОЯБРЬ
|
«Собери бусы» «Кто что ест» Игры на развитие правильного речевого дыхания по лексическим темам.(Животные: домашние, дикие,жарких стан). |
Цель: стимулировать развитие психических функций и деятельность головного мозга через мелкую моторику рук.
|
ДЕКАБРЬ |
«Звукобуквенные дощечки» Игры на развитие правильного речевого дыхания по лексическим темам.(«Зима» «Птицы», «Новый год») |
Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов, соотнесение конкретного звука в слове с буквой, закрепление зрительного образа букв, профилактика дисграфии, развитие мелкой моторики. |
ЯНВАРЬ
|
«Собери картинку» Игры на развитие правильного речевого дыхания по лексическим темам(«Мебель», «Посуда») |
Цель: учить собирать целое из 4-6 частей; развивать мышление детей; закреплять знания детей о посуде, мебели. |
ФЕВРАЛЬ |
«Летают, плывут, ездут» Игры на развитие правильного речевого дыхания по лексической теме ( «Транспорт») |
Цель: закрепить понятия: водный, воздушный, наземный транспорт; умение ориентироваться в малом пространстве; правильное произношение звуков, поставленных логопедом. |
МАРТ |
«Рассели картинки Игры на развитие речевого дыхания по лексическим темам(«Весна», «Морские обитатели»)
|
Цель: выделение первого – последнего звуков в словах и соотнесение их со схемой (назвать картинку, определить, где «живёт» звук, «поселить» картинку. |
АПРЕЛЬ |
«По порядку все планеты назовёт любой из нас»
«Сосчитай и пришнуруй»
Игры на развитие речевого дыхания по лексической теме «Одежда». |
Цель: закрепить знания детей о плапетах Солнечной системы; упражнять в порядковом счёте;в согласовании сущ. С прилагательным. Цель:тренировка в согласовании числительных с существительными, развитие мелкой моторики. |
МАЙ |
«Спичка -ватка» Игры на развитие речевого дыхания по лексической теме «Насекомые» |
Цель: Различение твердых и мягких согласных в начале слова. |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ .
(В рамках пректа «Скажем папе, скажем маме: игры сделали мы сами» )
ОКТЯБРЬ |
Размещение информации в родительском уголке о начеле реаризации проекта, приглашение к участию. Анкетирование.
|
НОЯБРЬ |
Размещение справочной информации, методических рекомендаций по изготовлению развивающих игр и пособий в родительском уголке.
|
ДЕКАБРЬ |
Консультаци: «Значение совместной деятельности в воспитании и развитии ребёнка»
|
ЯНВАРЬ |
Мастер-класс: «Изготовление пособий по развитию речевого дыхания»
|
ФЕВРАЛЬ |
Круглый стол «Копилка идей»
|
МАРТ |
Презентация игр, изготовленных родителями совместно с ребёнком.
|
АПРЕЛЬ |
Выставка развивающих игр в группе «Поиграем вместе» |
МАЙ |
Презентация проекта в группе. Награждение победителей грамотами и призами по разным номинациям «Самые активные участники», «Самая интересная игра», «Самая познавательная игра» Чаепитие.
|
Список используемой литературы.
1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.
2. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.
4. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
6. Мазепина Т.Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.
7.Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.
8. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.
9.Новоселова С.Л. «Умственное воспитание детей в игре». М.: Просвещение,1989.
10.Скоролупова О.А.,Логинова Л.В. «Играем?... Играем!!!». М.: Скрипторий, 2006.
11. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества». М.: Линка-Пресс,2006