Методическая разработка
Организация и проведение игр на занятиях дополнительного образования в школе VIII вида
Креминская Мария Михайловна,
ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ
(VIII вида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга
Подвижная и спортивная игра - педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение учебного материала. Игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она не только помогает школьникам лучше усваивать учебный материал, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор. Через игру у школьников появляется мотивация к образованию, воспитанию.
Игры могут быть коллективные, групповые, индивидуальные. «Вся жизнь-игра-писал А.С.Макаренко. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учащихся, обогащает впечатлениями, создаёт в коллективе атмосферу дружелюбия.
При организации игр на уроках физической культуры приходится считаться с тем, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья при малейших затруднениях могут расстроить игру, прервать её или даже выйти из игры. Игра может расстроиться вследствие неустойчивости интересов, лёгкой отвлекаемости, недостатка воображения. Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Учитель должен стать не только организатором игры, но и её участником, так как отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей!) не вызовет у ребят энтузиазма. Например, в ролевых играх учитель должен тоже играть роль, не важно ведущего или гостя.
Учитель может дать игре новый поворот, направить её по новому руслу, сделать ещё более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, подсказка будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников, а так же способствовать повышению уровня внимания, развития навыков взаимодействия, умения работать в парах и группах.
Значительная часть обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. Поэтому использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданиям.
Изучать школьников следует в процессе учебной и игровой деятельности (уроки, коррекционные подвижные игры, спортивные игры, весёлые старты), где лучше всего раскрываются способности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика.
Чтобы эффективно учить и воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится обучающим и воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.
Главное из них - это отношение учителя к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией учителя. Игровая позиция учителя-это особый стиль отношений между взрослыми и детьми.
Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают ребят, страдают одним недостатком-отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр учитель должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель, организуя игру, должен создать то общее, единое отношение, у обучающихся к игре, которое всегда уже существует у группы детей, объединенных самостоятельной игрой.
Отсюда вытекает первое требование, которому должна удовлетворять специально организованная игра. Оно состоит в том, что большинство играющих должны быть заинтересованы в её сюжете. Инициатива в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её учитель. Но ни в коем случае учитель не должен навязывать игру детям, если не заинтересованы, т.к. эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между учителем и учащимися.
Игра становится действительно средством обучения и воспитания при условии целенаправленной педагогической работы. Содержание педагогического руководства игрой включает 3 этапа.
В подготовительный период учитель подбирает игру, а к ней реквизиты, (правила игры). В ходе игры главное-способствовать развитию самостоятельности и творчества, регулировать нравственную обстановку. Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание учитель должен уделить справедливой оценке каждого ребёнка, определению победителя и проигравшего. В после игровой период задача учителя-закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные.
Активное использование подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры способствуют повышению эффективности образовательного процесса.
Для того чтобы игра была эффективным средством обучения и воспитания ребёнка, при организации и проведении игр необходимо выполнять следующие требования:
1.Содержание игры должно служить обучению, развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
а) эмоциональные (чтобы привлекли ученика, доставляли ему удовольствие, радость)
б) познавательные, обучающие (ученик должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить).
в) игры должны быть социально ориентированные.
2.Основная цель учителя-последовательно руководить процессом
формирования самостоятельной игры у каждого ученика и коллектива в целом, т.к. только игра в форме детской самостояте6льности в небольшой степени влияет на психическое развитие ребёнка. Предоставляется возможность для самовыражения и самоутверждения обучающемуся с помощью подвижных и спортивных игр.
3.Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также вести постоянный контроль за состоянием здоровья учащихся.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию, обучению и воспитанию.
Игры можно классифицировать на:
*сюжетно-ролевые - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например (магазин, железная дорога и др.)
*подвижные игры- эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе этих игр лежат разнообразные движения-ходьба, бег, прыжки, метания, лазания, перелезания.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма ребёнка в движении, способствует накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребёнка, радостные переживания, связанные с игрой, - всё это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного характера, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физической культуры, развития движений детей.
*спортивные игры-в них входит более 10 видов, которые культивируются в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах.
В школе №502 на уроках и во внеурочное время учителями физической культуры учащиеся обучаются игре: баскетбол, волейбол, бадминтон, бочче, настольный теннис, мини футбол, шашки.
Итак, в заключении можно сказать, что игра-это жизненно важный и необходимый элемент в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья обучающихся, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.