Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Формирование успешности учащихся при  проверке  домашнего

 

задания  на уроках русского языка и литературного чтения в специальной

 

(коррекционной) школе (VIIIвида)

 

Маркелова Е. М., учитель специальной (коррекционной)

 

общеобразовательной  школы (VIIIвида)№502

 

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Русский язык и литературное чтение как учебные предметы  в специальной (коррекционной) школе VIIIвида имеют огромное образовательное, воспитательное и коррекционное значение. Им принадлежит важнейшая роль в формировании личности школьника с проблемами в развитии. На уроках русского языка и  литературного чтения закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, правильного отношения ко всему окружающему миру. Выполнение разнообразных упражнений с целью овладения программным материалом оказывает положительное влияние на привитие трудолюбия, настойчивости,  на развитие внимания, активности и самостоятельности, способствует формированию адекватной самооценки своей деятельности, в конечном итоге формирует личность ребенка с проблемами в развитии.

Продолжением урока можно считать домашнее задание. Качественное выполнение зависит от того, как оно было объяснено на уроке, понял ли его каждый ученик, знает ли приемы работы. Для того чтобы домашняя работа была эффективной, требуется дифференцированная помощь детям со стороны учителя.

 Есть различные критерии для деления класса на группы:

1.     обучаемость, то есть общая способность к  усвоению знаний, которая проявляется  в особенности мышления

2.     особенности психической деятельности (особенности памяти, восприятия)

3.     индивидуально-типологические свойства нервной системы

4.     отношение к предмету.

Одни школьники нуждаются в минимальных пояснениях со стороны учителя, другим следует помочь разобраться в формулировке задания или указать порядок его выполнения, третьей группе дать образец выполнения задания, самым слабым – облегченный вариант задания. Лишь при такой организации домашней работы будет в достаточной степени обеспечиваться активность учащихся, развиваться их самостоятельность.

Каждая из выделенных групп обучается на доступном материале, различном по уровню сложности, самостоятельности, приемам выполнения. В пределах одной группы осуществляется индивидуальный подход с учетом учебных возможностей учащихся.

К решению той или иной задачи школьники идут разными путями, соответствующими их учебным возможностям, но в конечном итоге они выполняют единую для всех познавательную задачу.

Домашняя работа определяется как работа, которая выполняется школьниками без непосредственного участия учителя, но учитель при этом на уроке при объяснении оказывает разные виды помощи.

Обязательной частью домашнего задания по русскому языку в коррекционной школе являются словарные слова. Дома все дети пишут 5 изученных словарных слов, ставят ударения, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить. На уроке же проверка знаний словарных слов проводится по-разному для разных групп учащихся. Очень слабые учащиеся пишут слова, пользуясь учебником, сильные и средние ученики  записывают слова под диктовку в косвенных падежах, с различными видами заданий для повторения, подводящих к изучению нового материала на уроке. Например: определить к какой части речи относятся записанные словарные слова; найти прилагательные и разобрать их по составу; определить склонение существительных и другие. Те обучающиеся, которые не могут работать вместе с классом, с доской, получают индивидуальные задания по карточкам со словарными словами и упрощенным заданием: вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть существительные и т.д. Таким образом, все дети справляются с заданием, испытывают радость за самостоятельно выполненную работу, повышается самооценка слабых учащихся.

В то время, когда класс работает со словарными словами, вызванный заранее ученик на доске работает с домашним упражнением, выписывая по заданию учителя либо слова с пропущенными буквами, либо местоимения с предлогами, либо глаголы в определенном времени и т.д., что требовалось в грамматическом  задании к упражнению.

После словарной работы назначаются 1-3 проверяющих ученика, работающего  у доски с домашним упражнением. Как правило, за эту работу сразу несколько человек получают хорошую оценку. И у детей появляется чувство уверенности в себе, в том,  что «я могу, я не отстаю от товарищей, я такой же, я не хуже». Причем дети начинают радоваться успеху более слабого, и это говорит о проявлении доброжелательности школьников с проблемами в развитии, воспитании их нравственных качеств.

При опросе домашнего задания используются перфокарты. Детям нравится работать с ними, а учителю очень быстро можно проверить тут же на глазах у обучающихся правильность выполнения данной работы (Ъ и Ь знаки, Е-И в окончании, I-IIспряжение глаголов и т.д.). Есть учащиеся, которые не могут справиться с данной работой в связи с особенностями мышления. Таким детям предлагается подобная работа, но по карточкам с этими же  словами, в которых пропущены буквы.

Опрос теоретического материала провожу по карточкам двух видов: 1. Дается определение без термина (…– часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) и несколько вариантов ответа на карточках (приставка, суффикс, окончание, корень). Ученик должен выбрать верную карточку и прочитать полное определение (это задание для группы слабых учащихся). 2. Средним – карточки с опорными словами, помогающими рассказать правило.

На дом задаются разные упражнения для  сильных, средних, слабых групп учащихся либо одно на всех, но с разным заданием по уровню сложности: слабым – списать, подчеркнуть пропущенные буквы, средним – объяснить написание пропущенных букв и т.п. Если это текст описательного характера: слабые – списывают, средние – заменяют описание на противоположное (зимний лес – весенний лес), сильные – пишут свой текст. Такие  работы оформляются (нарисованная обложка к содержанию упражнения, сочинения) и вывешиваются на классный стенд «Наши работы». Это стимулирует учащихся к творческому отношению в выполнении работы.

На уроках литературного чтении одним из видов домашнего задания является выразительное чтение. Если задавать всему классу выразительное чтение, предлагаемое заданием в учебнике, то готовятся  дома только ответственные ученики. Тогда был выбран  другой путь: во время изучения произведения мы с учащимися делили текст на небольшие отрывки, и каждому давалась для домашнего задания своя часть для выразительного чтения и она же для пересказа. Причем к оцениванию домашней работы привлекались все дети. Они очень внимательно слушают своих товарищей и подмечают и недостатки, и успехи. Нужно сказать, что учащиеся относятся очень доброжелательно друг к другу. Отрывок дается с учетом возможностей каждого ребенка, также  и заучивание наизусть: кому-то все стихотворение, а кому-то несколько строчек. Интересно то, что оценка товарища в виде похвалы, одобрения и даже аплодисментов побуждает детей быть хорошими учениками.

Обучающиеся ведут тетради по чтению, в которых делают рисунки к изучаемым произведениям с обязательной подписью из текста. Художественные способности у всех разные, но оценка ставится не за красоту рисунка, а за правильность изображаемого, соответствие рисунка выбранной подписи, подобранным цветам. Рисунки обязательно показываются и обязательно одобряются и поощряются детскими аплодисментами. Результат – желание работать и творить самому.

Таким образом, получая свое индивидуальное задание, соответствующее уровню знаний и учебных возможностей детей, учащиеся овладевают программным материалом, им прививаются трудолюбие, настойчивость, развивается самостоятельность, формируется адекватная самооценка своей деятельности и в конечном итоге формируется личность школьника с проблемами в развитии.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»