Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза
у младших школьников

 

Бойкова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77

 

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой и в усвоении грамматики родного языка. В основе дисграфических ошибок лежат следующие причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, чувства ритма.

 Опыт работы показывает, что наиболее часто встречающимся видом дисграфии в начальном звене массовой школы является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данное нарушение проявляется как изолированно, так и в структуре сложной дисграфии в сочетании с элементами акустической, аграмматической и оптической дисграфии.

Обучение письму на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, определить звуко-слоговой состав каждого слова. Из всех видов анализа речевого потока самым сложным для детей является слоговой и фонематический анализ слов. Несформированность фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слов приводит к появлению группы специфических ошибок письма. Конкретно эти ошибки могут проявляться в следующем: пропуски букв в словах, добавление букв, перестановка букв; пропуск, добавление, перестановка слогов; слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Как показывает практика, у учащихся с нарушением фонематического восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на разделительный мягкий знак, на удвоенные согласные. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного и в правильном подборе проверочного слова. Ученики не слышат различия в звуковых сочетаниях: тя-тья, вя-вья и поэтому пишут «листя» вместо листья, «деревя» вместо деревья. Выполняя работу по коррекции дефектов речи у детей, необходимо создать базу для понимания и правильного применения грамматических правил.

Мною была разработана методика развития слогового и фонематического анализа и синтеза слов. Основные направления логопедической работы:

-cлоговой анализ и синтез;

-фонематический анализ и синтез.

 При организации данной работы учитывались известные коррекционные принципы:

- системности и последовательности

- поэтапного формирования психических функций

- опоры на сохранные анализаторы

- комплексный подход

- наглядности, иллюстративности

- индивидуального подхода

Для проведения логопедической работы по развитию языкового анализа и синтеза мною разработана система специальных упражнений с соблюдением следующих моментов:

1.     Упражнения на развитие языкового анализа и синтеза направлены на формирование речи в единстве всех ее компонентов (устной речи, письма и чтения), должны проводиться последовательно (от простого к сложному).

2.     Построение коррекционного обучения основывается на теории поэтапности формирования умственных действий [1]. Первоначальные этапы включают наглядные средства обучения, производится материализация действий при выполнении слогового и звукового анализа и синтеза. На последующих этапах коррекции для ученика создаются условия для переноса им умственных действий во внутренний план (про себя), на базе слухо-произносительных представлений. На каждом логопедическом занятии необходимо усложнять либо речевой материал, либо характер задания.

3.     Задания должны быть полифункциональными, потому что эффективность развития навыка языкового анализа и синтеза зависит от уровня развития психических процессов, а также от уровня сформированности анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного, двигательного), участвующих в процессе письма.

4.     Комплексный подход предполагает параллельную работу по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с устранением лексико-грамматических нарушений, развитием орфографических навыков.

5.     Для речевых детей следует предупреждать ошибочный образ слова, давать изначально правильную форму написания.

В процессе выполнения заданий на развитие слогового анализа и синтеза делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове. Работа по выделению гласного звука начинается со слогов, продолжается на односложных – четырехсложных словах. Проводится лексическая работа по расширению и уточнению словарного запаса учащихся: слова-синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Например, на слайде изображения бабочки и самолета. Ученики составляют предложения, используя слова-антонимы: «Бабочка летит медленно. Самолет летит быстро». Затем следует слоговой анализ слова.

Упражнение включает несколько заданий, которые даются в определенной последовательности, с постепенным увеличением их количества и усложнением: выделить в слове гласные и определить их место в слове (в начале, в середине, в конце); определить количество гласных и слогов; поставить ударение; отхлопать ритм слова; зарисовать слого-ритмическую схему; назвать мягкие согласные в слове; назвать в слове гласные IIряда.

Данное задание позволяет решить ряд задач: формируется умение определять количество, последовательность звуков и слогов в слове, место звука по отношению к другим звукам. Развитие восприятия и воспроизведения ритма, развитие умения перекодировать звуковую схему слова (сочетание хлопков в ладоши) в зрительную схему ритмического рисунка (Х х х). Дифференциация твердых и мягких согласных, гласных Iи IIряда. Создается основа для изучения последующего материала: правила переноса слов, безударные гласные в корне слова. Данные упражнения следует проводить в начале занятия на этапе повторения, так как их выполнение подготавливает учащихся к усвоению более сложного материала как в структуре урока, так и в системе коррекционных занятий.

С целью развития фонематического и слогового анализа и синтеза у учащихся мною была разработана система тренировочных упражнений в виде таблиц. Выполнение заданий обеспечивает развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, слухопроизносительных навыков, пространственной ориентировки.

Таблицы слогов, составленные по принципу усложнения, включают прямые и обратные слоги, закрытые слоги, слоги со стечением согласных. Для закрепления навыка грамотного письма таблицы содержат орфографические сочетания (ча, ща, жи, ши), словарные слова. Учащимся предлагаются следующие задания: прочитать слоги определенного типа, составить из слогов слова, составить и зарисовать звуковую схему слова, записать слово.

Использование слоговых таблиц на логопедических занятиях позволяет осуществлять индивидуальный подход, формировать навыки речевой коммуникации. Подобные упражнения закрепляют правильные зрительные образы языковых единиц, развивают навык дифференциации гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков, гласных Iи IIряда.

Применение данной системы упражнений, направленной на развитие сложных форм слогового и звукового анализа и синтеза, обеспечивает определенные условия для повышения эффективности процесса обучения:

- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

- использование наглядности: запоминание, опирающееся на образы, лучше механического запоминания;

- игровые моменты, которые вызывают положительные эмоции и создают условия для повышения мотивации к учебе.

    Практика показывает, что систематическая работы по развитию, алгоритмизации и автоматизации навыков слогового и звукового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме. Данная система упражнений востребована при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в начальной школе, так как она учитывает множество факторов, необходимых для развития письменной речи младших школьников.

 

Список литературы

 

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.- М.: Воронеж, 1958

2. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Спб.: Образование, 1997

3. Логопедия: Учебник под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2010

4. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.,1950.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Союз, 2001

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»