Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ
на уроках технологии

(швейное дело)

Ласточкина Любовь Николаевна,
учитель технологии ГБС(К)ОУ №502
Кировского района Санкт-Петербурга

Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные учащимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

У большинства учащихся коррекционной школы могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения нескольких трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно, отсюда вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения. Наибольшая сложность состоит в формировании способностей выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся, т.к. труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.

Процесс обучения таких детей имеет существенную специфику:

-       более низкий уровень сложности учебного материала;

-       замедленный темп обучения;

-       использование наглядных методов обучения;

-       коррекция присущих учащимся недостатков.

Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям с отставанием в развитии недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Отсюда коррекцию можно рассматривать, с одной стороны, как путь развития аномального ребенка и, с другой, - как способ, обеспечивающий наиболее эффективное усвоение учебного материала.

В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений учащихся связывать новый материал с ранее усвоенным, выделять главное в получаемой информации, сравнивать, обобщать.

Плановая задача коррекции во время практической работы учащихся состоит в развитии обобщенных умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Другая задача предполагает исправление типических недостатков учащихся.

Для решения этих задач можно выделить два направления коррекции недостатков учащихся:

·        Ослабление ядерного дефекта (повышение энергетической мобилизации ребенка в учении, педагогическая стимуляция активности учащихся);

·        Совершенствование внутренней организации учебной деятельности учащихся (повышение уровня ее осознанной саморегуляции).

Трудовое обучение во вспомогательной школе организуется в различных формах:

-       учебные занятия;

-       производственная практика;

-       общественно-полезный производительный труд;

-       кружковая работа.

 

К учебному занятию предъявляются следующие требования:

1.     Целенаправленность занятий.

Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).

2.     Оптимальность объема учебного материала.

Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.

3.     Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление , подведение итогов).

4.     Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

5.     Рациональное использование учебного времени.

Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.

6.     Индивидуальный подход в обучении.

Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.

 

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Чаще всего проводятся комбинированные занятия.

 Теоретическая часть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.

На практической части учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают скоростные показатели и самостоятельность в труде.

Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи.

 

Комплексные практические работы– это основной тип занятий по труду в коррекционной школе. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.

Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.

 

Практическое повторение– это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.

Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.

 

Самостоятельные практические занятияпроводятся в конце каждой четверти.

Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.

 

В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:

·        У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.

·        В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.

·        Значительно расширился словарный запас.

·        Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.

 

Используемая литература:

 

1.           Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

2.           Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

3.           Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208

4.           Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.

5.           Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.

6.           Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.

7.           Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.

8.           Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.

9.           Лучшие психологические тесты. М., 1994.

10.      Программа 5 — 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»