Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мыслительной деятельности  у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (задержка психологического развития) с применением современных образовательных технологий

Булычева Галина Ивановна,
у
читель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 68

 Загадка – это краткое описание предмета или явления (часто в поэтической форме), заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и др. При отгадывании загадок важен не только результат – правильная отгадка, но и доказательство, то есть умение логично и последовательным путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. При этом загадка может быть использована в целях формирования у детей умения доказывать свою мысль. Тем самым она становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве.

Существуют два различных способа доказательства отгадок:

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение её признаками (доводами).

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, то есть с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.

Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, то есть от сложности логической задачи, которую приходится решать.

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребёнка. Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Привычка вслушиваться в содержание загадки, видеть за её образным языком богатство связей и отношений окружающего мира помогает воспринимать любое явление в его жизненной полноте, учит грамотно размышлять над увиденным  разносторонне его оценивать.

 

Перспективный план работы по теме «Развитие мыслительной деятельности через ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического развития, с загадками с использованием современных образовательных технологий».

Дата, темы

Задачи

Работа с детьми

Оснащение

Октябрь

«Осень»

«Овощи»

«Фрукты»

«Ягоды»

«Грибы»

1)      Учить выделять характерные признаки предмета

2)      Учить группировке разных предметов на основе заданного признака

3)      Учить сравнивать 2-3 предмета по схемам-опорам

4)      Научить различать геометрические фигуры по форме

5)      Учить обобщать по существенным признакам разные предметы

Провести:1) д/и  «что общего у предметов и чем они отличаются»

2) «Отгадай геометрическую фигуру (на методе отрицания признаков и свойств)»

3) Крокирование слов (10-12)

4) Заучивание стихов по данным лексическим темам с помощью мнемотаблиц

1) Пополнить картотеку «метод отрицания качеств и свойств предметов»

2) Пополнить картотеку заучивания стихов по мнемотаблицам

Ноябрь

«Игрушки»

«Деревья»

«Перелётные

птицы»

«Дикие животные»

1)      Развивать  невербальное мышление на основе конструктивной деятельности

2)      Учить устанавливать причинно-следственные связи, работая по данным лексическим темам

3)      Учить трансформировать один предмет в другой с опорой на наглядный материал

4)      Развивать тактильную память

5)      Развивать слуховую память с использованием двигательных анализаторов

1)      Д/и «кубики»

2)      Чудесный мешочек с геометрическими фигурами, буквами, цифрами

3)      Д/и «Расскажи стихи руками»

4)      Д/и «Нарисуй сказку и расскажи её»

1) Пополнить картотеку «Расскажи стихи руками»

Дата, темы

Задачи

Работа с детьми

Оснащение

Декабрь

«Зима»

«Новогодний праздник»

«Мебель»

«Продукты»

1)      Учить доказательной речи при рассуждениях детей.

2)      Учить устанавливать между предметами возможные связи

3)      Учить видеть функции предметов (главные, второстепенные и скрытые)

4)      Учить устанавливать логические связи между предметами и природными явлениями

5)      Развивать слуховую память  и образное мышление методом «чепухи»

1)      Д/и «Во что превратится» (Ткаченко, Логические упражнения для развития речи)

2)      Игра в объяснялки (А. Нестеренко «Страна загадок»)

3)      Д/и «Когда это бывает» (объяснить и доказать свой выбор)

4)      Д/у «Продолжи фразу»

1)      Пополнить картотеку стихов для запоминания с помощью мнемотаблиц

2)      Продолжить пополнять картотеку развития слуховой памяти по методу «чепухи»

Январь

«Зимние забавы»

«Зимующие птицы»

«Животные юга»

1)      Учить зашифровывать стихотворение в виде мнемотаблиц с дальнейшим его запоминанием

2)      Развивать наглядно-образное мышление, развивая воображение

3)      Учить аналитико-синтетическому методу сравнения предметов из разных обобщённых групп, а также из одного обобщённого понятия

4)      Учить операциям группировки и классификации по любым существенным и несущественным признакам

1)      Д/и «Угадай что/кто/я» (составление загадок детьми)

2)      Д/и «незаконченный рисунок»

3)      Составление цепочки «4-ый лишний» с детьми по данным лексическим темам

1)      Сделать игру «на что похоже и чем отличается»

2)      Пополнить картотеку «речь с движением»

Февраль

«Одежда»

«Обувь»

«Головные уборы»

«День Защитников Отечества»

1)      Продолжить развивать ассоциативную память

2)      Продолжить развивать словесно-логическое мышление, развивая воображение

3)      Учить устанавливать причинно-следственные связи, делая собственные умозаключения и правильно выстраивая логико-грамматические конструкции

4)      Учить воспринимать такие хар-ки времени, как часть суток, время года, измерение времени (час, минута, секунда), течение времени(быстро, долго, часто, редко)

1)      Учить отгадывать загадки по описанию с частицей «не»

2)      «Что перепуталось на картинках»

3)      Д/и  «Что сначала, что потом»

4)      Д/и «да-нет»

5)      Д/и «Что бывает чаще»

1)      Пополнить картотеку загадок с частицей «не»

2)      Пополнить д/и по ознакомлению детей с чувством времени

Дата, темы

Задачи

Работа с детьми

Оснащение

Март

«Семья»

«Праздник 8 марта»

«Профессии наших мам»

«Транспорт»

1)      Учить задавать вопросы причинно-следственного характера (Зачем? Почему?)

2)      Активно развивать вербально-логическое мышление, включая объяснительную и доказательную речь

3)      Учить устанавливать сюжетные логические связи в сериях картинок

 1) Д/и «Решение сказочных проблем» (картотека)

 2) «Почемучка» (игра с куклой)

 3) Отгадай про что спросит Незнайка

 4) Выкладывание серии сюжетных картинок и установление по ним причинно-следственных связей

1) Пополнить картотеку с сериями сюжетных картинок

2) Пополнить картотеку «Решение сказочных проблем»

Апрель

«Весна»

«Птицы»

«Инструменты»

«Профессии»

1)      Учит логическим связям между предметами, явлениями, процессами (на материалах текущих тем)

2)      Развивать операции: сравнения, группировки, аналогии, умозаключения

3)      Активно развивать вербально-логическое мышление, используя объяснительную и доказательную речь

1)      Д/и «тик-так что не так» (Причинно-следственные связи)

2)      Небылицы

– «Бывает - не бывает»

–«Что не так»

– «Где ошибка»

Сделать подборку игр для детей, указанных в п.2         (небылицы)

Май

«Праздник 9 мая»

«Школьные принадлежности»

«Насекомые»

«Весна»

 

1)      Учить моделировать предметы на основе системного мышления и анализа окружающей действительности

2)      Развивать творческое мышление в создании новых образов предмета

3)      Учить исправлять нарушенные связи и доказывать их неправильность путём анализа

 

1)      Д/и «Правда или ложь»

2)      «Объяснялки»

3)      «Во что превратится кастрюля без ручек»

4)      Что общего и чем отличается? («кошка и стул»)

Пополнить игры по теме «формирование творческих способностей»

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»