Развитие мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (задержка психологического развития) с применением современных образовательных технологий
Булычева Галина Ивановна,
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 68
Загадка – это краткое описание предмета или явления (часто в поэтической форме), заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и др. При отгадывании загадок важен не только результат – правильная отгадка, но и доказательство, то есть умение логично и последовательным путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. При этом загадка может быть использована в целях формирования у детей умения доказывать свою мысль. Тем самым она становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве.
Существуют два различных способа доказательства отгадок:
Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение её признаками (доводами).
Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, то есть с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.
Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, то есть от сложности логической задачи, которую приходится решать.
Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребёнка. Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Привычка вслушиваться в содержание загадки, видеть за её образным языком богатство связей и отношений окружающего мира помогает воспринимать любое явление в его жизненной полноте, учит грамотно размышлять над увиденным разносторонне его оценивать.
Перспективный план работы по теме «Развитие мыслительной деятельности через ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического развития, с загадками с использованием современных образовательных технологий».
Дата, темы |
Задачи |
Работа с детьми |
Оснащение |
|
Октябрь «Осень» «Овощи» «Фрукты» «Ягоды» «Грибы» |
1) Учить выделять характерные признаки предмета 2) Учить группировке разных предметов на основе заданного признака 3) Учить сравнивать 2-3 предмета по схемам-опорам 4) Научить различать геометрические фигуры по форме 5) Учить обобщать по существенным признакам разные предметы |
Провести:1) д/и «что общего у предметов и чем они отличаются» 2) «Отгадай геометрическую фигуру (на методе отрицания признаков и свойств)» 3) Крокирование слов (10-12) 4) Заучивание стихов по данным лексическим темам с помощью мнемотаблиц |
1) Пополнить картотеку «метод отрицания качеств и свойств предметов» 2) Пополнить картотеку заучивания стихов по мнемотаблицам |
|
Ноябрь «Игрушки» «Деревья» «Перелётные птицы» «Дикие животные» |
1) Развивать невербальное мышление на основе конструктивной деятельности 2) Учить устанавливать причинно-следственные связи, работая по данным лексическим темам 3) Учить трансформировать один предмет в другой с опорой на наглядный материал 4) Развивать тактильную память 5) Развивать слуховую память с использованием двигательных анализаторов |
1) Д/и «кубики» 2) Чудесный мешочек с геометрическими фигурами, буквами, цифрами 3) Д/и «Расскажи стихи руками» 4) Д/и «Нарисуй сказку и расскажи её» |
1) Пополнить картотеку «Расскажи стихи руками» |
|
Дата, темы |
Задачи |
Работа с детьми |
Оснащение |
|
Декабрь «Зима» «Новогодний праздник» «Мебель» «Продукты» |
1) Учить доказательной речи при рассуждениях детей. 2) Учить устанавливать между предметами возможные связи 3) Учить видеть функции предметов (главные, второстепенные и скрытые) 4) Учить устанавливать логические связи между предметами и природными явлениями 5) Развивать слуховую память и образное мышление методом «чепухи» |
1) Д/и «Во что превратится» (Ткаченко, Логические упражнения для развития речи) 2) Игра в объяснялки (А. Нестеренко «Страна загадок») 3) Д/и «Когда это бывает» (объяснить и доказать свой выбор) 4) Д/у «Продолжи фразу» |
1) Пополнить картотеку стихов для запоминания с помощью мнемотаблиц 2) Продолжить пополнять картотеку развития слуховой памяти по методу «чепухи» |
|
Январь «Зимние забавы» «Зимующие птицы» «Животные юга» |
1) Учить зашифровывать стихотворение в виде мнемотаблиц с дальнейшим его запоминанием 2) Развивать наглядно-образное мышление, развивая воображение 3) Учить аналитико-синтетическому методу сравнения предметов из разных обобщённых групп, а также из одного обобщённого понятия 4) Учить операциям группировки и классификации по любым существенным и несущественным признакам |
1) Д/и «Угадай что/кто/я» (составление загадок детьми) 2) Д/и «незаконченный рисунок» 3) Составление цепочки «4-ый лишний» с детьми по данным лексическим темам |
1) Сделать игру «на что похоже и чем отличается» 2) Пополнить картотеку «речь с движением» |
|
Февраль «Одежда» «Обувь» «Головные уборы» «День Защитников Отечества» |
1) Продолжить развивать ассоциативную память 2) Продолжить развивать словесно-логическое мышление, развивая воображение 3) Учить устанавливать причинно-следственные связи, делая собственные умозаключения и правильно выстраивая логико-грамматические конструкции 4) Учить воспринимать такие хар-ки времени, как часть суток, время года, измерение времени (час, минута, секунда), течение времени(быстро, долго, часто, редко) |
1) Учить отгадывать загадки по описанию с частицей «не» 2) «Что перепуталось на картинках» 3) Д/и «Что сначала, что потом» 4) Д/и «да-нет» 5) Д/и «Что бывает чаще» |
1) Пополнить картотеку загадок с частицей «не» 2) Пополнить д/и по ознакомлению детей с чувством времени |
|
Дата, темы |
Задачи |
Работа с детьми |
Оснащение |
|
Март «Семья» «Праздник 8 марта» «Профессии наших мам» «Транспорт» |
1) Учить задавать вопросы причинно-следственного характера (Зачем? Почему?) 2) Активно развивать вербально-логическое мышление, включая объяснительную и доказательную речь 3) Учить устанавливать сюжетные логические связи в сериях картинок |
1) Д/и «Решение сказочных проблем» (картотека) 2) «Почемучка» (игра с куклой) 3) Отгадай про что спросит Незнайка 4) Выкладывание серии сюжетных картинок и установление по ним причинно-следственных связей |
1) Пополнить картотеку с сериями сюжетных картинок 2) Пополнить картотеку «Решение сказочных проблем» |
|
Апрель «Весна» «Птицы» «Инструменты» «Профессии» |
1) Учит логическим связям между предметами, явлениями, процессами (на материалах текущих тем) 2) Развивать операции: сравнения, группировки, аналогии, умозаключения 3) Активно развивать вербально-логическое мышление, используя объяснительную и доказательную речь |
1) Д/и «тик-так что не так» (Причинно-следственные связи) 2) Небылицы – «Бывает - не бывает» –«Что не так» – «Где ошибка» |
Сделать подборку игр для детей, указанных в п.2 (небылицы) |
|
Май «Праздник 9 мая» «Школьные принадлежности» «Насекомые» «Весна»
|
1) Учить моделировать предметы на основе системного мышления и анализа окружающей действительности 2) Развивать творческое мышление в создании новых образов предмета 3) Учить исправлять нарушенные связи и доказывать их неправильность путём анализа
|
1) Д/и «Правда или ложь» 2) «Объяснялки» 3) «Во что превратится кастрюля без ручек» 4) Что общего и чем отличается? («кошка и стул») |
Пополнить игры по теме «формирование творческих способностей» |