Конспект совместной деятельности
с детьми-логопатами старшего возраста
«Волшебный сундучок»
ГБДОУ д/с № 76
Воспитатель: Калиновская Е.Г.
г. Санкт-Петербург 2012 г.
Педагогические ориентиры:
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать знакомить детей с традициями, культурой и одеждой русского народа;
- совершенствовать умения выделять отличительные особенности элементов характерных для русского народного костюма;
- учить понимать смысл пословиц и использовать их в повседневной жизни;
2. Развивающие:
- активизировать словарь детей ( вышивка, передник, кокошник, орнамент и т.д.);
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать интонационную выразительность;
- развивать слуховое восприятие, чувство ритма и координацию движений;
- продолжать работу по развитию плавной, слитной речи,
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому русского народа, его культуре, традициям;
- воспитывать положительные эмоции, любознательность;
- воспитывать чувство гордости за богатый, красочный, выразительный русский язык.
Предварительная работа.
1. Чтение о быте русского народа
«Добрых рук мастерство» И. Я. Богуславская;
2. Знакомство с русским костюмом и домашней утварью;
3. Чтение русских народных сказок:
«Три медведя» , «Кот, петух и лиса» , « Смоляной бычок», «Жихарка».
4. Слушание аудио записей и видеозаписей русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Теремок».
5. Разучивание народных игр: «Заря- заряница», «У медведя во бору», «В Мазая», «Бубен».
6. Объяснение пословиц и поговорок.
Материалы и оборудование:
1. В оформлении помещения использованы: (хохломской столик, хохломская посуда, вышитые салфетки)
2. Сундук.
3. Набор одежды для куклы.
4. Кукла в русском народном костюме.
5. Ленты.
6. Музыкальные инструменты: (ложки, трещотка).
7. Мешочек с сушками (поднос).
8. Карточки для игры «назови как в старину».
9. Карточки с изображением символов.
Дети входят в зал в народных костюмах:
В. – Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Давайте мы поздороваемся с гостями и поклонимся как в старину. (Дети здороваются).
- Проходите-поглядите. Есть у меня одна вещь (загадываю загадку о сундуке).
- Правильно, это сундук! Как вы думаете, гости дорогие, что там хранится?
Д. - ( Предположительные ответы детей).
В. – Да, что там гадать, давайте я его открою и посмотрим ( пробуем открыть, но ничего не получается).
- Ой, кажется я догадалась! Этот сундучок не простой, он открывается только тогда, когда вы вспомните пословицу о труде.
- (Один ребенок называет пословицу).
В. – (Открывает сундук, оттуда достает маленький сундучок с русской народной одеждой).
- В этом сундучке одежда, которую носили в старину русские женщины.
- Что это? ( показываю рубаху).
- Где на рубахе вышивали узоры?
- (На вороте, рукавах, подоле).
- А как называется эта вещь?
- (Сарафан).
- Как украшена эта одежда?
- (Узорами, орнаментами, вышивкой).
- Что еще носили русские женщины?
- (Передник, кокошник).
В.-Посмотрите, какие красивые узоры на костюме у куклы. Это не просто крестики, ромбики, волны. В старину они многое обозначали.
- Возьмите каждый по карточки, посмотрите на свой узор и скажите, что он обозначает
Д.- Дети выполняют задание.
«Извилистая линия – вода,
Круг – солнце,
Квадрат – земля,
Крест – берег людей от злых сил»
В.– Правильно! Украшая этими знаками одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье и хороший урожай.
В.– А вы знаете, что каждый цвет в одежде обозначает что-то свое ( раздаю цветные карточки).
- Посмотрите на эти карточки и скажите, что они назначают в русском костюме ( дети называют).
«Красный – символ благополучия,
Желтый – тепло,
Синий – радость,
Черный – богатство.
- Вот поэтому вышивка служила «оберегом», т.е. оберегала человека от несчастья и злых сил.
В.– Молодцы! А хотите посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу – сундучок и откроется.
Д.– Дети называют.
В.– Ребятишки, посмотрите – это ленточки! А они какие?
Д.– (Разноцветные, шелковые и т.д.).
В.– В старину люди тоже любили играть, устраивали народные гулянья. Сейчас мы поиграем в игру «Карусели» (проводится игра с использованием ленточек).
В.– Давайте еще раз откроем сундучок, (вспомните пословицу).
Д.– (Ребенок называет пословицу), открываю сундучок, достаю карточки.
В.– Возьмите карточки, посмотрите, что на них нарисовано и скажите, как эти предметы называли в старину.
«Глаза – очи,
Дом – изба,
Комната – светелка,
Пояс – кушак,
Кроватка – колыбель,
Полотенце – рушник,
Кепка – картуз,
Пальто – телогрея»
Д.– (Дети выполняют задание).
В.– Что-то там еще есть в моем сундучке. Кто поможет мне его открыть?
Д.– (Ребенок называет пословицу).
В.– Что же это? ( воспитатель достает мешочек с музыкальными инструментами).
Д.– (Музыкальные инструменты).
В.– Назовите их.
Д.– ( Ложки, трещотки, колокольчики).
В.– Давайте исполним для гостей русскую народную мелодию «Ах вы сени!»
Ребенок – Как у нашего соседа
Весела была беседа
Гуси в гусли, утки в дудки
Чечетки в трещотки
Чайки в балалайки
Две синицы – крошки
Заиграли в ложки»
Д.– (Дети исполняют мелодию, отстукивая ритм).
В.– Молодцы! Славные вы музыканты!
В.– С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром говорится «делу время – потехе час».
1 ребенок– «Обойди хоть всю планету
Лучше русской пляски нету
Балалайка и гармонь
Разжигает в нас огонь»
2 ребенок– «Раздайся народ
Меня пляска берет
Пойду попляшу
На людей погляжу»
Д.– (Дети исполняют русский народный танец под мелодию «Калинка».
В.– Давайте подойдем к волшебному сундучку и еще раз откроем его с помощью пословицы. Кто поможет?
Д.– (Дети называют пословицу).
В.– Это же мой узелок. Посмотрим, что же в нем?
(передает мешочек с угощениями детям).
Ребенок- «Приглашаем всех на чай
С пряниками, сушками
Пышными ватрушками!»
Д.– (Дети угощают гостей и уходят из зала).
Поговорки о труде:
1. Что посеешь, то и пожнешь.
2. Не будет скуки, когда заняты руки.
3. Делаешь наспех – сделаешь насмех.
4. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
5. Не даром говорят, что дело мастера боится.
6. Упорство и труд – все перетрут.
7. Кто первый в труде – тому и слава везде.
8. Труд человека кормит, а лень портит.
9. Ремесло не коромысло, плечь не тянет.
10. Без труда не вынуть рыбку из пруда.
11. Каков мастер, такова и работа.
Загадка о сундуке
(У меня есть)
У бабушки – сейф
Он давно не новый
К тому же совсем не стальной, а дубовый
Но только не дверца,
А крышка на нем
Тяжёлая очень с висячем замком.