Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Конспект совместной деятельности

с детьми-логопатами старшего возраста

«Волшебный сундучок»

 

                                                           ГБДОУ д/с № 76

                                                           Воспитатель: Калиновская Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург 2012 г.


Педагогические ориентиры:

 

Задачи:

1. Образовательные:

  - продолжать знакомить детей с традициями, культурой и одеждой русского народа;

  - совершенствовать умения выделять отличительные особенности      элементов характерных для русского народного костюма;

  - учить понимать смысл пословиц и использовать их в повседневной жизни;

 

2. Развивающие:

  - активизировать словарь детей ( вышивка, передник, кокошник, орнамент и т.д.);

  - совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

  - развивать интонационную выразительность;

  - развивать слуховое восприятие, чувство ритма и координацию движений;

  - продолжать работу по развитию плавной, слитной речи,

 

3. Воспитательные:

  - воспитывать интерес к прошлому русского народа, его культуре, традициям;

  - воспитывать положительные эмоции, любознательность;

  - воспитывать чувство гордости за богатый, красочный, выразительный русский язык.

 

 

 

 Предварительная работа.

 

1.     Чтение о быте русского народа

«Добрых рук мастерство»  И. Я. Богуславская;

 

2.     Знакомство с русским костюмом и домашней утварью;

 

     3.  Чтение русских народных сказок:

           «Три медведя» , «Кот, петух и лиса» , « Смоляной бычок», «Жихарка».

 

4.     Слушание аудио записей и видеозаписей русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Теремок».

 

5.     Разучивание народных игр: «Заря- заряница», «У медведя во бору», «В Мазая», «Бубен».

 

     6.  Объяснение пословиц и поговорок.

 

        Материалы и оборудование:

 

1.     В оформлении помещения использованы: (хохломской столик, хохломская посуда, вышитые салфетки)

2.     Сундук.

3.     Набор одежды для куклы.

4.     Кукла в русском народном костюме.

5.     Ленты.

6.     Музыкальные инструменты: (ложки, трещотка).

7.     Мешочек с сушками (поднос).

8.     Карточки для игры «назови как в старину».

9.     Карточки с изображением символов.

 

 

 

 Дети входят в зал в народных костюмах:

 

В. – Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Давайте мы поздороваемся с гостями и поклонимся как в старину. (Дети здороваются).

 

- Проходите-поглядите. Есть у меня одна вещь (загадываю загадку о сундуке).

 

- Правильно, это сундук! Как вы думаете, гости дорогие, что там хранится?

 

Д. - ( Предположительные ответы детей).

 

В. – Да, что там гадать, давайте я его открою и посмотрим ( пробуем открыть, но ничего не получается).

 

- Ой, кажется я догадалась! Этот сундучок не простой, он открывается только тогда, когда вы вспомните пословицу о труде.

 

- (Один ребенок называет пословицу).

 

В. – (Открывает сундук, оттуда достает маленький сундучок с русской народной одеждой).

 

- В этом сундучке одежда, которую носили в старину русские женщины.

 

- Что это? ( показываю рубаху).

 

- Где на рубахе вышивали узоры?  

 

- (На вороте, рукавах, подоле).

 

- А как называется эта вещь?

 

- (Сарафан).

 

- Как украшена эта одежда?

 

- (Узорами, орнаментами, вышивкой).

 

- Что еще носили русские женщины?

 

- (Передник, кокошник).

 

В.-Посмотрите, какие красивые узоры на костюме у куклы. Это не просто крестики, ромбики, волны. В старину они многое обозначали.

 

- Возьмите каждый по карточки, посмотрите на свой узор и скажите, что он обозначает

 

Д.- Дети выполняют задание.

 

                            «Извилистая линия – вода,

                              Круг – солнце,

                              Квадрат – земля,

                              Крест – берег людей от злых сил»

 

В.– Правильно! Украшая этими знаками одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье и хороший урожай.

 

В.– А вы знаете, что каждый цвет в одежде обозначает что-то свое ( раздаю цветные карточки).

 

- Посмотрите на эти карточки и скажите, что они назначают в русском костюме ( дети называют).

 

                            «Красный – символ благополучия,

                              Желтый – тепло,

                              Синий – радость,

                              Черный – богатство.

 

- Вот поэтому вышивка служила «оберегом», т.е. оберегала человека от несчастья и злых сил.

 

В.– Молодцы! А хотите посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу – сундучок и откроется.

 

Д.– Дети называют.

 

В.– Ребятишки, посмотрите – это ленточки!  А они какие?

 

Д.– (Разноцветные, шелковые и т.д.).

 

В.– В старину люди тоже любили играть, устраивали народные гулянья. Сейчас мы поиграем в игру «Карусели» (проводится игра с использованием ленточек).

 

В.– Давайте еще раз откроем сундучок, (вспомните пословицу).

 

Д.– (Ребенок называет пословицу), открываю сундучок, достаю карточки.

 

В.– Возьмите карточки, посмотрите, что на них нарисовано и скажите, как эти предметы называли в старину.

 

                                  «Глаза – очи,

                                    Дом – изба,

                                    Комната – светелка,

                                    Пояс – кушак,

                                    Кроватка – колыбель,

                                    Полотенце – рушник,

                                    Кепка – картуз,

                                    Пальто – телогрея»

 

Д.– (Дети выполняют задание).

 

В.– Что-то там еще есть в моем сундучке. Кто поможет мне его открыть?

 

Д.– (Ребенок называет пословицу).

 

В.– Что же это? ( воспитатель достает мешочек с музыкальными инструментами).

 

Д.– (Музыкальные инструменты).

 

В.– Назовите их.

 

Д.– ( Ложки, трещотки, колокольчики).

 

В.– Давайте исполним для гостей русскую народную мелодию «Ах вы сени!»

 

Ребенок – Как у нашего соседа

                   Весела была беседа

                   Гуси в гусли, утки в дудки

                   Чечетки в трещотки

                   Чайки в балалайки

                   Две синицы – крошки

                   Заиграли в ложки»

 

Д.– (Дети исполняют мелодию, отстукивая ритм).

 

В.– Молодцы! Славные вы музыканты!

 

В.– С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром говорится «делу время – потехе час».

 

1 ребенок– «Обойди хоть всю планету

                     Лучше русской пляски нету

                     Балалайка и гармонь

                     Разжигает в нас огонь»

 

2 ребенок– «Раздайся народ

                        Меня пляска берет

                        Пойду попляшу

                        На людей погляжу»

 

Д.– (Дети исполняют русский народный танец под мелодию «Калинка».

 

В.– Давайте подойдем к волшебному сундучку и еще раз откроем его с помощью пословицы. Кто поможет?

 

Д.– (Дети называют пословицу).

 

В.– Это же мой узелок. Посмотрим, что же в нем?

        (передает мешочек с угощениями детям).

 

Ребенок-  «Приглашаем всех на чай

                     С пряниками, сушками

                     Пышными ватрушками!»

 

Д.– (Дети угощают гостей и уходят из зала).

 

 

 

 

Поговорки о труде:

 

1.     Что посеешь, то и пожнешь.

2.     Не будет скуки, когда заняты руки.

3.     Делаешь наспех – сделаешь насмех.

4.     Птицу узнают в полете, а человека в работе.

5.     Не даром говорят, что дело мастера боится.

6.     Упорство и труд – все перетрут.

7.     Кто первый в труде – тому и слава везде.

8.     Труд человека кормит, а лень портит.

9.     Ремесло не коромысло, плечь не тянет.

10.                                                                                                                                                                                                                                        Без труда не вынуть рыбку из пруда.

11.                                                                                                                                                                                                                                        Каков мастер, такова и работа.

 

 

 

 

 

 

 

Загадка о сундуке

 

(У меня есть)

 

У бабушки – сейф

Он давно не новый

К тому же совсем не стальной, а дубовый

 

Но только не дверца,

А крышка на нем

Тяжёлая очень с висячем замком.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»