Поем гласные звуки
Малышам, имеющим проблемы с речью, нужны упражнения для артикуляционного аппарата. Чтобы занятия были интересными, добавьте к ним ритмические движения и забавную мимику. Это же так забавно – перевоплотиться то в капризулю, то в волка, а то и вовсе изобразить мотор… Подобные упражнения в дальнейшем помогут ребенку в развитии речи.
Для начала необходимо пропеть гласные звуки, причем, сделать это четко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку губам, языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.
1. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом
А
Появляется коляска, а в ней кукла.
Взрослый: Посмотри, здесь плачет чья-то куколка. Давай вспомним, какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать?
Ребенок вместе со взрослым: ААААААА
О
Взрослый: В коляске девочка Оля. (Достанем куколку из коляски) А плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?
- ООООООО
Взрослый: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.
- ОООООО
Взрослый: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться начала.
У
Взрослый: Посмотри, к нам подъезжает паровоз. Давай вспомним, как он гудит.
- УУУУУУУ
Взрослый: Давай погудим громко, а потом тихо.
И
Взрослый: А вот кто приехал к нам на паровозе - жеребенок. Давай вспомним, как он зовет маму-лошадь. - ИИИИИИИИ
Э
Взрослый: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик, он всегда удивляется;
- ЭЭЭЭЭЭЭЭ
Ы
Взрослый: И вот нам на пути встретился медведь.
Медведь у пчел отведал мёд.
Мишка жалобно ревет
- Ы-ы-ы
– Покусали меня пчелы!
Взрослый: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?
- ЫЫЫЫЫЫЫ
Взрослый: Давайте покажем, как медведь ходит по тропинке и ревет.
2.
Гласные тянутся песенкой звонкой
Могут заплакать (ООООО)
И закричать (ААААА)
Громкий гудок паровозу подать (УУУУУ)
Нежно лошадкой могут заржать (ИИИИИ)
Даже медведем могут рычать (ЫЫЫЫЫ)
Эхом далеким в лесу отвечать (ЭЭЭЭЭ)
3.
Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне песню - Э».
Вот прошел не день, не два,
Голосок подрос едва.
Вдруг приходит приглашенье:
У тигренка день рожденья.
- Что ему мне подарить?
Как его благодарить?
Песни-звуки я спою,
Нарисую, подарю.
Только как нарисовать,
Чтобы сразу их узнать?
Буква А - на доме крыша,
О - в стручке горох я вижу,
По ушам ты У узнаешь.
Ы - ты, что детей пугаешь?
Э - эй, буква, не дразнись,
Появляйся, не ленись!
Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ.
Пропевая эти звуки с ребенком каждый день, вы сможете добиться хорошей артикуляции и знания гласных звуков с самого раннего детства.