Использование авторских сказок и стихов
при автоматизации звуков речи у дошкольников
Ежова Татьяна Петровна,
учитель-логопед ГБДОУ№26
Пушкинского. райна Санкт-Петербурга
Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном возрасте имеют сказки и игры для всестороннего развития ребенка. Они составляют основное содержание хизни малыша. через сказки он входит в мир добра, учится дружить, помогать тем, кто попал в беду. В игре он активно знакомится с окружающим, познает как мир людей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребенка дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.
Особое значение имеет игра для детей с тяжелым нарушением речи. эти дети часто бывают раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учетом психологических особенностей этих детей.
Игровые формы обучения и введение сказочных персонажей, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.
В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребенка - этапы закрепления приобретенных произносительных навыков (так называемая автоматизация звука). На каждое положение звука в слове - в начале, середине. в конце - подбирается по 20-30 картинок. Т.е. около ста картинок должно быть предъявлено ребенку, чтобы автоматизация прощла успешно. результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет участвовать в сказке. будет играть.
Я хочу представить вам несколько своих мини сказок-игр, с помощью которых ребенку будет интереснее играть со звуками. Цель во всех играх одинакова - автоматизация определенного звука речи. Детям предлагается рассмотреть картинку или игрушку, послушать сказку или стих и помочь герою, правильно назвав предъявленные картинки.
"МЫШКА" (зв. "С")
Оборудование: красочная картинка с изображением мышк, тянущей сосиску и вырезанные из картона сосиски, на обратной стороне которых изображены предметные картинки, в названии которых есть звук "С". Логопед зачитывает стихотворение, после которого следует пояснение к игре.
Бежит мышка-шалунишка, тащит в домик свой сосиски.
Ох, устала наша мышка, не дойти до дома ей.
Помогите ей, детишки, сосчитайте все сосиски.
Дома ждут ее мышата - все веселые ребята.
Пояснение: ребенку предлагается назвать все предметы. изображенные на обороте сосисок. Сказали правильно - мышка донесет сосиску до дома, а если ошиблись, то ее может забрать сидящий неподалеку кот Васька.
НАКОРМИ КОЗУ КАПУСТОЙ (зв. "С")
Оборудование: сюжетная картинка с изображением козы с кочаном капусты и вырезанные из картона кочаны капусты, на обратной стороне которых изображены предметные картинки, в названии которых есть звук "С" в разных позициях. Зачитывается стихотворение, после которого идет пояснение.
В огороде у козы выросла капуста.
Приходите гости к нам - будет много хруста.
Из капусты мы салат зайцам приготовим,
А для маленьких зайчат пирожков нажарим.
И слонихе в зоопарк, и слоненку в зоосад.
Не забудем мы отправить и детишкам в детский сад.
Пояснение: капуста наша с сюрпризом. Посмотрите и назовите, что спряталось под каждым кочаном. Назовете правильно - адресат получит подарок от козы, а если ошибетесь, то посылка может затеряться и коза обидится.
СТАРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЯЦ (зв. "З")
Оборудование: сюжетная картинка с зайцем и вырезанные морковки с изображением на обратной стороне предметов, в названиях которых есть звук "З". логопед зачитывает сказку, после которой идет пояснение.
Жил-был заяц Филя. Он был очень умный, потому что любил читать книжки, особенно те, в которых написано как овощи выращиавть. решил Филя стать овощеводом. Вскопал грядку и посадил морковку. Все лето он за ней ухаживал - делал все как в умной книжке написано, поливал, полол, от жучков вредных защищал. Наступила осень. Пришел Филя в огород и увидел, что морковки выросло так много, что ему одному не спрвиться. Пошел Филя в детский сад и попросил детишек ему помочь морковку вытаскивать, а он их потом морковным соком угостит и пирожками с морковкой.
Пояснение: предлагается помочь зайцу собрать урожай. Ребенок берет морковку и называет изображенную на обороте картинку. Сказал правильно - значит морковка попадет в корзинку, а если ошибся, то осталась в земле.
БЕЛКИНЫ ЗАПАСЫ (зв."Ш")
Оборудование:сюжетная картинка с изображением белки. Вырезанные изображения желудей, грибов, шишек, на обратной стороне которых иображением предметов со звуком "Ш" в названии. Логопед зачитывает стих, после которого идет пояснение.
Белка-хлопотунья на елочке живет.
Все свои запасы она в дупло кладет.
Она по лесу бегела, грибочки собирала,
Под слседней елочкой шишечек набрала.
Желуди под дубом белочка нашла
И в свой теплый домик скорее принесла.
Будет зимой бедка запасы доставть
И своих бельчаток вкусняшкой угощать.
Пояснение: ребенку предлагается перевернуть и посмотреть. что изображено на обороте, назвать картинку.Если ошибся, то желудь или гриб упадут на землю, а белочка будет ждать правильного ответа. В конце занятия можно посчитать каких запасов больше.
ГРИБЫ ДЛЯ ЕЖА (зв."Ж")
Оборудование: изображение ежа, несущего большую корзину, плоскостные грибочки с изображением на обратной стороне картинок, включающих в себя звук "Ж". Логопед зачитывает стих, после которого следует пояснение к игре.
Ежик по лесу гулял и грибочки собирал.
Под березкой, под осинкой, под кустами и в низинке.
На грибочки посмотрите, все картинки назовитеэ
Скажем правильно слова - сытой будет у ежа семья.
Пояснение: предлагается помочь ежику собрать все грибы на поляне и проговаривая разложить по видам. В конце занятия можно сосчитать каких сколько.
ЛИСА И КОЛОБКИ (зв. "Л")
Оборудование: изображение лисы и вырезанных колобков с изображенными на обороте предметами содержащими звук "Л". Логопед зачитывает сказку, после которой идет пояснение.
Я сегодня шла на работу и увидела объявление: "Сегодня на лесной поляне состоится матч. играют две команды колобков. На воротах будет стоять лиса. Не пропустите такое событие." Я не смогла пропустить такое событие и посмотрела игру. Колобки бегали, как метеоры. Они должны назвать слова. которые изображены у них на спине, но им не удается. Им надо этими словами пробить ворота, но они боятся, что сами закатятся туда и попадут в лапы лисы. закончился первый перилд, а счет "0:0". Я пришла с просьбой от колобков назвать эти слова.
Пояснение: назовите правильно слова. изображенные на колобках и счет будет в пользу колобков, а если ошибетесь, то колобок закатится в ворота вместо мяча и лиса может его съесть.
ПАРОВОЗИК И ВАГОНЧИКИ (зв."Р")
Оборудование: красочное изображение паровоза и плоскостные вагончики с изображенными на обратной стороне животными. в названии которых есть звук "Р". Логопед зачитывает стих и пояснение к игре.
Паровоз бежит по рельсам и вагончики везет.
В тех вагонах едут звери в свою школу на урок.
Вы в вагоны загляните и зверюшек назовите.
Правильно их назовете - на урок к ним попадете.
Пояснение: посмотрите как много вагонов и в каждом из них едет животное. Все они ждут вашей помощи. Прежде, чем войти в класс. они должны зарегистрироваться, а они забыли как правильно их называют. Произнесите правильно, что это за животные и они войдут в класс, а если ошибетесь, то они станутся под дверью и будут ждать до следующего урока вашего правильного ответа.
Все картинки можно использовать и по-другому. Можно в конце игры провести счет, составить предложение, провести дифференциацию оппозиционных звуков, определить позицию звука в слове и т.д. Все зависит от фантазии педагога и возможностей ребенка. Картинки можно нарисовать, как это сделала я, или вырезать и наклеить, можно вместо картинки взять игрушку.
Надеюсь, что предложенные игры помогут логопедам поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит будут содействовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.