Коррекция дислексии методом Биологической Обратной Связи по дыхательной аритмии сердца (ДАС-БОС) у детей младшего школьного возраста
(Из опыта работы)
Петрушкова Нина Васильевна
учитель-логопед школы №34
В 2000 году на базе нашей школы №34 Невского района был открыт логотерапевтический кабинет Биологической Обратной Связи, обеспечивающий немедикаментозный метод лечения речевой патологии, за счёт использования специальной аппаратуры, предназначенной для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации, представляющий собой увлекательный компьютерный тренажёр.
В учреждении обучаются дети с задержкой психического развития и с психическим недоразвитием разной этиологии и степени выраженности, с тяжёлыми нарушениями в интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфере и дети с ДЦП.
Я бы хотела вам рассказать о работе за 20011-2012 учебный год. Группу обучаемых по методу ДАС-БОС составили 25 детей в возрасте от 7 до 11 лет. Распределение по диагнозам, с учётом смешанной патологии было следующее: у 21 человека нарушение чтения и письма, 4 человека – дизартрия (стёртая форма), 2 человека – заикание, 4 человека – дислалия.
Как видно, среди данной группы обучающихся отмечается большое количество детей со специфическими, стойкими нарушениями чтения (дислексией).
Причины дислексии разные – это и наследственный фактор, и органическое повреждение коры головного мозга (например, при алалии – отсутствие или недоразвитие речи, дизартрии – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата), и длительные соматические заболевания, а также неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов.
В анамнезе большинство детей имеют тяжёлые нарушения интеллекта, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития, детские церебральные параличи, неврозоподобное состояние, нарушения зрения и слуха. Такие расстройства сопровождаются нарушениями эмоционально – волевой сферы, аффективными вспышками, мышечным гипо– и гипертонусом, повышенной психической истощаемостью или наоборот заторможенностью.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, сохраняются в течение многих месяцев и даже лет:
1.неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которые проявляются в заменах и смешениях звуков при чтении;
2. побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются одна на другую;
3. искажения звуко-слоговой структуры слова;
4. нарушение понимания прочитанного, которое может проявиться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения, текста;
5. замены слов: захлестнула – захлопнула;
6. аграмматизмы при чтении (чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов и др.);
Частые простудные заболевания, наличие аденоидов, гипертрофия небных миндалин, дизартрический синдром сопровождаются у таких детей нарушениями дыхания (например, поверхностным, ключичным или парадоксальным). Постоянное кислородное голодание головного мозга ещё сильнее тормозит его развитие и созревание, снижает успешность обучения ребёнка. Поэтому постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания для детей весьма необходима.
В среднем, с каждым ребёнком было проведено 25 – 30 занятий по коррекции нарушения чтения методом ДАС-БОС длительностью от 20 до 30 минут. Работа проводилась по следующему плану:
1. постановка диафрагмально-релаксационного дыхания;
2. коррекция речевого дыхания методом ДАС-БОС;
3. развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы;
4. расширение и уточнение объёма зрительной памяти;
5.обучение умению ориентировки на плоскости, определения пространственных отношений между 2-3 изображениями на материале слайдов;
6. подготовка глаз к чтению;
7. дифференциация смешиваемых фонем с применением приборов и компьютерной программы БОС;
8. развитие слогового анализа и синтеза;
9. развитие языкового анализа и синтеза.
Для отслеживания результативности по данной методике был разработан индивидуальный экран динамики эмоционально- волевой сферы и общего функционального состояния.
В результате проведённой работы выявлено, что применение метода ДАС-БОС значительно повышает результативность логопедического воздействия на обучающихся. Так, например, за 10-15 занятий удаётся выработать новый стереотип дыхания; вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи. Применение компьютерных технологий и специальные игровые программы позволяют сконцентрировать внимание ребёнка, сосредоточить его на определённом задании и достаточно легко добиться поставленной цели, высокая эмоциональная заинтересованность детей также значительно повышает результативность занятий. Использование игровых форм в коррекционных сеансах
БОС-тренинг помогает значительно повысить уровень зрительной и слуховой памяти. Например: запомни и произнеси 10 несвязных по смыслу слов: слон, год, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Прочитай и запомни 6 цифр: 7, 3, 6, 9, 4. Запомни и назови ряд картинок (на материале слайдов). Прослушай и перескажи сказку.
Успешно идёт работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением, динамикой). Быстрее и качественнее происходит формирование связной речи. Под контролем приборов БОС дети научились красиво с логическим ударением на выдохе произносить фразы.
В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достиг такого уровня, что ребёнок может поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками на любую тему, доступную для его понимания. Дети научились точно подбирать слова для обозначения предметов, пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). Обучаемые стали употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф). Стали понимать и научились быстро подбирать синонимы, антонимы.
Дети овладели грамматическим строем речи. Значительно снизилось число специфических ошибок в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, прилагательных и др.
В результате проведённой работы дети научились выполнять различные по трудности задания по анализу и синтезу слов и предложений, достигли высокого уровня в технике чтения. Скорость чтения повысилась в 3-4 раза. Дети научились выразительно читать, пересказывать тексты и составлять описательные рассказы.
Необходимо подчеркнуть, что метод ДАС–БОС гармонично сочетался с традиционными методиками коррекции речи. Наблюдение в динамике детей показало высокую эффективность и успешность работы над речью. У детей с заиканием наблюдалось исчезновение речевых судорог и стойкая ремиссия.
Специалисты школы и родители отмечали положительную динамику не только в речи, но и в поведении детей: они стали спокойнее, доброжелательнее и терпимее к сверстникам, снизилось число аффективных вспышек, понизилась эмоциональная лабильность. В результате применения диафрагмально-релаксационного дыхания уменьшились утомляемость, истощаемость, улучшилась память, внимание, увеличилась работоспособность. Дети стали менее подвержены простудным заболеваниям.
Компьютерный тренажёр использовался не только для логопедической коррекции, но и для регуляции эмоционально-волевых и личностных нарушений у детей с различными психоневратическими нарушениями (неврозы, психопатопадобное поведение, состояние аффекта). В период обострения этих состояний я приглашала на занятие такого ребёнка и снимала с него психическое напряжение. Эмоциональный фон ребёнка улучшался, раздражение и агрессивность резко снижались, и ребёнок возвращался в класс совершено другим человеком.
Таким образом, можно получить и лечебный, и профилактический эффект благодаря применению Биологической Обратной Связи и данному тренажёру.