Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Логопед и родители: давайте жить дружно!

           Как же быстро летит время! Ещё вчера молодая мама вернулась с малышом из родильного дома, а уже сегодня он ходит в детский сад.   А там и школа не за горами… Любящие родители хотят  дать ребёнку всё необходимое для его развития и здоровья, но иногда переусердствуют.

           Часто мы, логопеды, сталкиваемся с такой ситуацией: не обращая внимания на речевые, а часто и психологические проблемы ребёнка, его с самого раннего возраста отдают на различные кружки, многочисленные занятия, в том числе занятия иностранными языками и т.д.

           Кроме непосильной для детского организма нагрузки, он получает со всех сторон часто ненужный багаж знаний «обо всём и ни о чём», а речевые проблемы перекладываются в лучшем случае на логопеда. К моменту поступления в школу нарушения речи  усугубляются, прибавляется кризис 6-летнего возраста, и наш будущий ученик попадает в группу риска.

           Другой вариант, когда  родители считают, что достаточно отдать ребенка в логопедическую группу, чтобы полностью решить проблему и устраняются от занятий с ним. Даже опытный логопед не сможет дать вам абсолютной гарантии, что коррекция речевых нарушений будет успешной.  При отсутствии поддержки родных, у ребёнка не закрепляются результаты коррекции речи, ему не интересно и данный психологический фон только усугубляет трудности.

          Мы живём в обществе, где можем найти обилие информации, как через СМИ, так и через популярную педагогическую и психологическую литературу. Не всегда данная литература поможет, чаще приведёт в замешательство. Лучше подойти к педагогу, логопеду вашей группы и он обязательно поможет найти выход из лабиринта такой «педагогической копилки».

           Также хочется предостеречь тех родителей, которые недостаточно серьёзно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом «всё пройдёт». Кто-то так умиляется неправильной речи своего малыша, что начинает вторить ему на «детский лад», искажая слова и «сюсюкая». С самого раннего возраста говорите с малышом правильно: не торопясь, используя простые по структуре и содержанию предложения,  эмоционально их окрашивая.

           Дарите малышу 10-15 минут вашего времени в день. Но пусть это будет только его время и регулярно, а не 1 раз по обещанию. Это могут быть задания в игровой форме, которые вам предлагает логопед, а может быть чтение книг, совместная продуктивная деятельность (рисование, лепка и мн. др.), задушевная беседа о том, как прошёл день (что ему запомнилось хорошего, доброго…)

          Особый разговор  о рекомендациях, которые логопед (обычно по пятницам) даёт родителям для занятий дома. Важно, чтобы эти занятия, даже сложные по содержанию, были похожи на игру, а не на школьный урок.

            Не стоит выполнять задания за детей. Хорошая мама, поддерживая и поощряя успехи, направит своё дитя, научит самостоятельности. Пусть нарисованный ребёнком мячик будет скорее похож на дыню, но с каждым разом навык обведения по пунктирным точкам и навык рисования будет более совершенным, а процесс будет доставлять радость. С детишками раннего и младшего возраста можно рисовать вместе, держа ручку ребёнка в своей руке.

           Другая крайность, когда родители относятся к рекомендациям логопеда крайне небрежно, считая это чем-то необязательным, ненужным и несерьёзным. Не забывайте о том, что уже сейчас закладываются качества, которые пригодятся малышу в школе. Время летит… Дети воспитываются, прежде всего, на примерах своих родителей, на примерах старших. Не выполняя заданий и  рекомендаций педагогов сегодня, завтра они не смогут ожидать от своего школьника собранности, самостоятельности, ответственности и уважения к педагогу.

          Главное, чтобы педагоги и родители сотрудничали, поддерживали и прислушивались друг к другу, и особенно были внимательными к детям. Именно ваше отношение к ним, любовь и поддержка, сделают гораздо больше, чем блестящая постановка звуков и развитие речи вообще. Правильная речь нужна не только логопеду, но и вашему ребёнку!

           Давайте жить дружно! Только в живом общении рождается истина, приходите чаще к нам в детский сад! 

   Дидактические игры и упражнения по развитию лексики (обогащение существительными и глаголами) у дошкольников с нарушениями речи.

      Нарушения формирования лексики у детей с нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса и неточности употребления слов.

     Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые помогут детям:

  • расширить объём словаря
  • уточнить значения слов
  • совершенствовать процесс поиска слова
  • активизировать словарь, способствовать переводу слов из пассивного в активный словарь.
  • Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на 2 группы, критерий классификации не называется.

«Найди лишний предмет», «Подбери картинки». Более сложные варианты: «Назови лишнее слово» (например, «лишнее» слово среди имён существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди глаголов: выбежал, вошёл, вылетел, выскочил). Объясни, почему это слово лишнее.

2. С целью уточнения значений слов можно использовать задание: «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок)

«Объясни значение слов» (глаголов). Например, взрослый называет глагол и просит ребёнка объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.

«Объясни значение слов» (в словосочетаниях): прозрачный ключ, железный ключ; глубокая норка, пушистая норка; острая коса, длинная коса…

3. Игра «Назови части». Возможны 2 варианта игры: по картинкам и по представлению. Например, взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

«Отгадай предмет по названию его частей». Например: ствол, ветки, листья, кора,- это дерево.

4. Разнообразные игры с мячом:

  • «Скажи наоборот» (день – ночь, горе – радость, войти – выйти, говорить – молчать и т.д.),
  • «Придумай слова неприятели».
  • «Кто как голос подаёт».
  • «Кто как передвигается».
  • «Кто как ест».
  • «Что какие звуки издаёт»
  • «Подбери как можно больше названий слов» (названий предметов – существительных к названию действия – глаголу)

Например, бежит (кто?) человек, собака…

                   Бежит (что?) река, ручей, молоко, время…

5. Разнообразные лото:

  • «Кто что делает?»
  • «Дикие и домашние животные»
  • «Профессии»...   

6.  Карточки и дидактические игры «Многозначность глаголов в русском языке»

Авторы Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. Авторы предлагают 3 игры: «Подбери пары», «Скажи тоже самое иначе», «Запомни, назови». Эти игры помогают познакомить детей с многозначностью глаголов, научить подбирать и употреблять в речи глаголы, имеющие различие в смысловых оттенках, а также заменять их по смыслу подходящими синонимами.

7. «Играем с глаголами»

Автор Кривовяз И.С.

Это многофункциональное игровое пособие для детей от 3 до 8 лет. Использование игрового материала способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, обогащению словаря за счёт глаголов, формируется грамматический строй речи, закрепляются навыки словообразования.

8.«Играйка»

Восемь игр для развития речи дошкольников. Автор: Нищева Н.В. Данные игры можно использовать в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Данные игры направлены на расширение словарного запаса по лексическим темам:

  • Времена года.
  • Осень. Деревья.
  • Огород. Овощи.
  • Сад, фрукты.
  • Ягоды, цветы.
  • Лес, грибы.
  • Игрушки.
  • Аквариумные рыбки.

Надеемся, что данные игры помогут вам сориентироваться в огромном разнообразии методических пособий, представленных в современной логопедии. Данные игры помогут обогатить словарный запас детей, а также вызовут познавательный интерес, что положительным образом скажется на развитии речи.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»