Логопед и родители: давайте жить дружно!
Как же быстро летит время! Ещё вчера молодая мама вернулась с малышом из родильного дома, а уже сегодня он ходит в детский сад. А там и школа не за горами… Любящие родители хотят дать ребёнку всё необходимое для его развития и здоровья, но иногда переусердствуют.
Часто мы, логопеды, сталкиваемся с такой ситуацией: не обращая внимания на речевые, а часто и психологические проблемы ребёнка, его с самого раннего возраста отдают на различные кружки, многочисленные занятия, в том числе занятия иностранными языками и т.д.
Кроме непосильной для детского организма нагрузки, он получает со всех сторон часто ненужный багаж знаний «обо всём и ни о чём», а речевые проблемы перекладываются в лучшем случае на логопеда. К моменту поступления в школу нарушения речи усугубляются, прибавляется кризис 6-летнего возраста, и наш будущий ученик попадает в группу риска.
Другой вариант, когда родители считают, что достаточно отдать ребенка в логопедическую группу, чтобы полностью решить проблему и устраняются от занятий с ним. Даже опытный логопед не сможет дать вам абсолютной гарантии, что коррекция речевых нарушений будет успешной. При отсутствии поддержки родных, у ребёнка не закрепляются результаты коррекции речи, ему не интересно и данный психологический фон только усугубляет трудности.
Мы живём в обществе, где можем найти обилие информации, как через СМИ, так и через популярную педагогическую и психологическую литературу. Не всегда данная литература поможет, чаще приведёт в замешательство. Лучше подойти к педагогу, логопеду вашей группы и он обязательно поможет найти выход из лабиринта такой «педагогической копилки».
Также хочется предостеречь тех родителей, которые недостаточно серьёзно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом «всё пройдёт». Кто-то так умиляется неправильной речи своего малыша, что начинает вторить ему на «детский лад», искажая слова и «сюсюкая». С самого раннего возраста говорите с малышом правильно: не торопясь, используя простые по структуре и содержанию предложения, эмоционально их окрашивая.
Дарите малышу 10-15 минут вашего времени в день. Но пусть это будет только его время и регулярно, а не 1 раз по обещанию. Это могут быть задания в игровой форме, которые вам предлагает логопед, а может быть чтение книг, совместная продуктивная деятельность (рисование, лепка и мн. др.), задушевная беседа о том, как прошёл день (что ему запомнилось хорошего, доброго…)
Особый разговор о рекомендациях, которые логопед (обычно по пятницам) даёт родителям для занятий дома. Важно, чтобы эти занятия, даже сложные по содержанию, были похожи на игру, а не на школьный урок.
Не стоит выполнять задания за детей. Хорошая мама, поддерживая и поощряя успехи, направит своё дитя, научит самостоятельности. Пусть нарисованный ребёнком мячик будет скорее похож на дыню, но с каждым разом навык обведения по пунктирным точкам и навык рисования будет более совершенным, а процесс будет доставлять радость. С детишками раннего и младшего возраста можно рисовать вместе, держа ручку ребёнка в своей руке.
Другая крайность, когда родители относятся к рекомендациям логопеда крайне небрежно, считая это чем-то необязательным, ненужным и несерьёзным. Не забывайте о том, что уже сейчас закладываются качества, которые пригодятся малышу в школе. Время летит… Дети воспитываются, прежде всего, на примерах своих родителей, на примерах старших. Не выполняя заданий и рекомендаций педагогов сегодня, завтра они не смогут ожидать от своего школьника собранности, самостоятельности, ответственности и уважения к педагогу.
Главное, чтобы педагоги и родители сотрудничали, поддерживали и прислушивались друг к другу, и особенно были внимательными к детям. Именно ваше отношение к ним, любовь и поддержка, сделают гораздо больше, чем блестящая постановка звуков и развитие речи вообще. Правильная речь нужна не только логопеду, но и вашему ребёнку!
Давайте жить дружно! Только в живом общении рождается истина, приходите чаще к нам в детский сад!
Дидактические игры и упражнения по развитию лексики (обогащение существительными и глаголами) у дошкольников с нарушениями речи.
Нарушения формирования лексики у детей с нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса и неточности употребления слов.
Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые помогут детям:
- расширить объём словаря
- уточнить значения слов
- совершенствовать процесс поиска слова
- активизировать словарь, способствовать переводу слов из пассивного в активный словарь.
- Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на 2 группы, критерий классификации не называется.
«Найди лишний предмет», «Подбери картинки». Более сложные варианты: «Назови лишнее слово» (например, «лишнее» слово среди имён существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди глаголов: выбежал, вошёл, вылетел, выскочил). Объясни, почему это слово лишнее.
2. С целью уточнения значений слов можно использовать задание: «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок)
«Объясни значение слов» (глаголов). Например, взрослый называет глагол и просит ребёнка объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.
«Объясни значение слов» (в словосочетаниях): прозрачный ключ, железный ключ; глубокая норка, пушистая норка; острая коса, длинная коса…
3. Игра «Назови части». Возможны 2 варианта игры: по картинкам и по представлению. Например, взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
«Отгадай предмет по названию его частей». Например: ствол, ветки, листья, кора,- это дерево.
4. Разнообразные игры с мячом:
- «Скажи наоборот» (день – ночь, горе – радость, войти – выйти, говорить – молчать и т.д.),
- «Придумай слова неприятели».
- «Кто как голос подаёт».
- «Кто как передвигается».
- «Кто как ест».
- «Что какие звуки издаёт»
- «Подбери как можно больше названий слов» (названий предметов – существительных к названию действия – глаголу)
Например, бежит (кто?) человек, собака…
Бежит (что?) река, ручей, молоко, время…
5. Разнообразные лото:
- «Кто что делает?»
- «Дикие и домашние животные»
- «Профессии»...
6. Карточки и дидактические игры «Многозначность глаголов в русском языке»
Авторы Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. Авторы предлагают 3 игры: «Подбери пары», «Скажи тоже самое иначе», «Запомни, назови». Эти игры помогают познакомить детей с многозначностью глаголов, научить подбирать и употреблять в речи глаголы, имеющие различие в смысловых оттенках, а также заменять их по смыслу подходящими синонимами.
7. «Играем с глаголами»
Автор Кривовяз И.С.
Это многофункциональное игровое пособие для детей от 3 до 8 лет. Использование игрового материала способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, обогащению словаря за счёт глаголов, формируется грамматический строй речи, закрепляются навыки словообразования.
8.«Играйка»
Восемь игр для развития речи дошкольников. Автор: Нищева Н.В. Данные игры можно использовать в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Данные игры направлены на расширение словарного запаса по лексическим темам:
- Времена года.
- Осень. Деревья.
- Огород. Овощи.
- Сад, фрукты.
- Ягоды, цветы.
- Лес, грибы.
- Игрушки.
- Аквариумные рыбки.
Надеемся, что данные игры помогут вам сориентироваться в огромном разнообразии методических пособий, представленных в современной логопедии. Данные игры помогут обогатить словарный запас детей, а также вызовут познавательный интерес, что положительным образом скажется на развитии речи.