Аналитическая справка о стабильности результатов работы на логопедических занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с обучающимися в классах
коррекционно-развивающей направленности VII вида
в 2010 – 2013 учебных годах
Мистрова Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед
В школьные логопедические группы зачисляются дети по заключениям Центральной психолого-медико-педагогической комиссии или Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и результатам обследования школьным логопедом.
В период с 2010 по 2013 учебные года, с логопедическим заключением «дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза » были сформированы логопедические группы из обучающихся вторых классов коррекционно-развивающей направленности VIIвида.
За рассматриваемый период диагностика состояния письменной речи детей осуществлялась на регулярной основе в начале и конце учебного года.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Особенно много дисграфиков в классах коррекционно-развивающей направленности VIIвида.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения. Своевременное устранение ошибок позволяет ребёнку успешно усваивать учебную программу по русскому языку, способствует созданию «ситуации успеха», а следовательно, и повышению школьной мотивации в целом.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов;
-раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
— нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Для коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
С целью отслеживания процесса формирования понятий (необходимых для успешной коррекции проблем письменной речи) провожу диагностику в начале, середине и конце учебного года.
Результаты стабильной положительной динамики по формированию необходимых понятий представлены в таблице №1.
Таблица № 1
|
2010-2011уч.год |
2011-2012уч.год |
2012-2013уч.год |
||||||
период диагностики |
сен. |
дек. |
май |
сен. |
дек. |
май |
сен. |
дек. |
май |
кол-во обучающихся |
11 |
11 |
11 |
13 |
12 |
12 |
14 |
14 |
14 |
Знают: |
|||||||||
названия гласных звуков и букв |
7 чел. 64% |
9чел 82% |
11чел 100% |
10чел 77% |
10чел 83% |
12чел 100% |
10чел 71% |
13чел 93% |
14чел 100% |
названия согласных звуков и букв |
6чел. 55% |
9чел 82% |
11чел 100% |
9чел 69% |
10чел 83% |
12чел 100% |
9чел 64% |
12чел 86% |
14чел 100% |
Определяют понятия: |
|||||||||
звук
|
7 чел. 64% |
9чел 82% |
10чел 91% |
9чел 69% |
10чел 83% |
11чел 92% |
10чел 71% |
12чел 86% |
14чел 100% |
буква
|
8чел. 73% |
10чел 91% |
12чел 100% |
11чел 85% |
11чел 92% |
12чел 100% |
9чел 64% |
12чел 86% |
14чел 100% |
слог
|
7 чел. 64% |
9чел 82% |
11чел 100% |
9чел 69% |
10чел 83% |
12чел 100% |
8чел 57% |
14чел 100% |
14чел 100% |
слово
|
6чел. 55% |
9чел 82% |
11чел 100% |
8чел 62% |
12чел 100% |
12чел 100% |
8чел 57% |
14чел 100% |
14чел 100% |
словосочетание
|
4чел. 36% |
8чел 73% |
10чел 91% |
3чел 23% |
8чел 62% |
11чел 92% |
5чел 36% |
11чел 79% |
14чел 100% |
предложение
|
8чел. 73% |
11чел 100% |
11чел 100% |
8чел 62% |
12чел 100% |
12чел 100% |
10чел 71% |
14чел 100% |
14чел 100% |
текст
|
3чел. 27% |
8чел 73% |
11чел 100% |
3чел 23% |
11чел 92% |
12чел 100% |
4чел 29% |
11чел 79% |
14чел 100% |
предлог
|
2чел. 18% |
9чел 82% |
11чел 100% |
3чел 23% |
9чел 75% |
12чел 100% |
1чел 7% |
13чел 93% |
14чел 100% |
приставка
|
0чел. 0% |
8чел 73% |
10чел 91% |
0чел. 0% |
10чел 83% |
12чел 100% |
0чел. 0% |
12чел 86% |
14чел 100% |
ударная гласная
|
2чел. 18% |
9чел 82% |
11чел 100% |
1чел 7% |
10чел 83% |
12чел 100% |
2чел 15% |
13чел 93% |
14чел 100% |
ударный слог
|
2чел. 18% |
8чел 73% |
10чел 91% |
0чел. 0% |
9чел 75% |
12чел 100% |
1чел 7% |
12чел 86% |
14чел 100% |
безударная гласная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Звукобуквенный анализ слова производят:
|
|||||||||
самостоятельно |
0чел. 0% |
0чел. 0% |
1чел. 9% |
0чел. 0% |
0чел. 0% |
2чел. 16% |
0чел. 0% |
2чел 14% |
4чел 29% |
с «памяткой» |
3чел. 27% |
6чел. 55% |
8чел. 73% |
2чел 14% |
3 чел 25% |
5чел. 42% |
6чел 43% |
8чел 58% |
6чел 42% |
с наводящей помощью логопеда |
3чел. 27% |
4чел. 36% |
2чел. 18% |
5чел 38% |
8чел 67% |
5чел. 42% |
3чел 21% |
2чел 14% |
4чел 29% |
не производят |
5чел. 46% |
1чел. 9% |
0чел. 0% |
6чел 48% |
1чел 8% |
0чел. 0% |
5чел. 36% |
2чел 14% |
0чел. 0% |
К концу учебного года обучающиеся стали знать
( с учётом индивидуальных возможностей учащихся)::
- названия гласных и согласных звуков и букв;
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
- чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
- правописание предлогов и приставок.
К концу учебного года дети научились
( с учётом индивидуальных возможностей учащихся):
- различать гласные и согласные звуки;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобрели необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.
За представленный период (2010-2013уч.года) стабильные положительные результаты наблюдаются у всех учащихся 2 классов коррекционно-развивающей направленности VIIвида.
Стабильность результатов коррекционной работы за 2010-2013 учебные года отражена в сводной таблице.
Таблица № 2
Анализ стабильности положительных результатов
логопедических занятий по коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
с обчающимися в классах коррекционно-развивающей направлненности VIIвида
в 2010-2013 учебных годах.
.
|
2010-2011уч.год |
2011-2012уч.год |
2012-2013уч.год |
|||
|
сен. |
май |
сен. |
май |
сен. |
май |
Кол-во обучающихся |
11 |
11 |
13 |
12 |
14 |
14 |
|
Количество допущенных ошибок в % |
|||||
Замена гласных
|
83% |
32% |
86% |
34% |
89% |
28% |
Замены согласных
|
79% |
16% |
72% |
19% |
83% |
13% |
Пропуски гласных
|
86% |
11% |
83% |
12% |
88% |
14% |
Пропуски согласных |
82% |
8% |
80% |
11% |
89% |
7% |
Пропуски слогов и частей слова |
68% |
13% |
57% |
4% |
59% |
11% |
Перестановка букв
|
45% |
23% |
54% |
24% |
56% |
19% |
Перестановка слогов |
27% |
8% |
22% |
4% |
31% |
9% |
Не дописывает слова |
18% |
4% |
21% |
5% |
20% |
4% |
Написание лишних букв в слове |
26% |
3% |
29% |
- |
19% |
- |
Раздельное написание частей слова |
47% |
5% |
41% |
- |
51% |
3% |
Отсутствие границ предложений |
91% |
12% |
88% |
7% |
94% |
11% |
Контаминация ( в одном слове слоги разных слов) |
11% |
2% |
7% |
- |
8% |
- |
Слитное написание предлогов |
98% |
16% |
95% |
11% |
92% |
4% |
Раздельное написание приставок |
24% |
2% |
16% |
- |
17% |
- |
Переведены в следующий класс |
|
100% |
|
100% |
|
100% |
Оставлены на дублирование |
|
- |
|
- |
|
- |
Отсутствие положительной динамики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вывод:
Анализ полученных результатов показал следующее:
- у всех обучающихся сократилось количество логопедических ошибок на письме;
- дети успешно усвоили учебную программу по русскому языку;
- все обучающиеся, посещавшие логопедические занятия перешли в следующий класс.
Данные результаты обусловлены тем, что:
- была проведена эффективная коррекционная работа по устранению специфических письменных ошибок;
- логопедическое воздействие осуществлялось с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся;
- предлагаемые учащимся задания дифференцировались по объему и степени сложности;
- систематически использовала разнообразные игры: подвижные, дидактические, речевые логопедические, сюжетно – ролевые;
- на занятиях использовала электронные образовательные ресурсы и самостоятельно созданные презентации;
- осуществляласьтесная взаимосвязь с учителями классов, педагогом-психологом, родителями учащихся и лицами их заменяющими.
Всё это способствовало тому, что в течение 2010-2013 учебных годов прослеживается положительная динамика и наблюдается стабильность результатов коррекции письменной речи учащихся коррекционно-развивающей направленности VIIвида.