Контроль качества выполненных работ с учётом взаимоконтроля обучающихся и единых и индивидуально трудовых требований и оценочная деятельность учителя на уроках технологии (швейное дело) в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Власова Виктория Валерьенва,
учитель высшей категории специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (Vlllвида) № 502
Кировского административного района Санкт-Петербурга
Контроль качества, взаимоконтроль и оценка знаний обучающихся являются составной частью процесса обучения на уроках технологи. Процесс проверки несёт и обучающий элемент: обучающиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретённые знания, умения и навыки, развивают память, приобретают навыки самостоятельности в работе. Оценка повышает ответственность обучающихся к учебной деятельности, служит положительным стимулом.
Основными видами контроля являются: текущая проверка знаний, контрольные работы, итоговая аттестация, проводимая в 9 классе.
Текущий контроль качества и оценка знаний проводится поурочно. Обучающиеся участвуют в контроле качества работы, взаимоконтроле, соучаствуют в оценке выполненной работы. На каждом уроке я учу детей анализу, умению сравнивать выполненную работу с образцом и лучшими работами обучающихся группы. Можно отметить, что у большинства детей самооценка завышена. Научить их находить свои ошибки, сравнивая с образцом - задача трудная, но необходимая. Для того чтобы провести сравнительный анализ образца и своей работы, обучающиеся должны знать требования, предъявляемые к качеству выполнения.
Например. Оценивая качество обработки вытачки учитываются следующие параметры: ровность строчки, выполнение закрепки, плавность перехода к концу вытачки, удаление намётки, влажно-тепловая обработка. Обучающиеся должны знать об этих требованиях до того как приступят к практической работе. Это сконцентрирует их внимание на технологии выполнения швейной операции и обучающиеся смогут с максимальной точностью и аккуратностью выполнить работу.
Параметры, по которым будет проводиться контроль и оценка, я выписываю на доске или выдаю раздаточные карточки с инструкцией по выполнению отдельной операции с указанием критериев контроля качества, предметно-технологические карты по изготовлению изделия с критериями качества. Эти инструкции служат детям ориентиром при выполнении практической работы. Когда я впервые предложила обучающимся проанализировать и оценить свою работу это вызвало у них затруднение. Но систематически, участвуя в процессе самопроверки и взаимопроверки, обучающиеся научились находить допущенную ошибку и показывать способы её устранения. Сильные ученики могут самостоятельно оценить свою работу и качество работы товарища. Со слабыми учениками я провожу анализ качества работы по индивидуальной форме, исходя из их личностных возможностей.
В работе над изделием я предлагаю обучающимся вести запись контроля и учёта.
Изделие……………………………………………………………………………………………………………………………………….
Начало работы……………………………………………………………………………………………………………………….......
Конец работы………………………………………………………………………………………………………………………………
№ п.п. |
Выполняемая операция |
Замечания |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведя запись контроля и учёта выполненных работ, обучающиеся закрепляют знания по последовательности пошива изделия, следят за затраченным временем, анализируют и оценивают свою работу и работу товарищей. Учитель вместе с детьми ведёт поэтапный контроль, помогает оценить качество работы и выставляет свою оценку.
Обучающиеся часто допускают ошибки и в самом контрольном действии (ошибки самоконтроля). Некоторые из этих ошибок связаны с неумением выполнить контрольное действие (например: пользоваться линейкой). Видя ошибку, я не спешу делать замечания или объяснить ошибки обучающимся. Я стимулирую их мышление, направляю обучающихся, на самостоятельное исправление ошибки и поиск пути их устранения. Вопрос учителя: «Правильно ли ты сделал?» активизирует контрольные действия обучающихся. Дети начинают внимательно рассматривать образец или изделие и нередко находят ошибки. Учитель объясняет, что он допустил ошибку из-за того, что забыл выполнить общее правило работы и проверить качество по этапам работы. Для слабых учеников я конкретизирую вопрос: «Отделочная строчка выполнена ровно?». И если такие действия не дают нужных результатов, я указываю на ошибку, не давая готовый ответ о её характере. На уроке я помогаю обучающемуся проанализировать ошибку путём сравнения с предметным образцом.
Эффективный способ обучения самоконтролю - индивидуальный показ контрольных действий на рабочем месте обучающегося. Учитель демонстрирует приёмы самоконтроля на предметном образце, на объекте труда обучающегося и предлагает повторить их и найти ошибку. Обнаружив ошибку, обучающиеся должны дать ей характеристику: складка расположена не посередине детали, не выполнена машинная закрепка.
Для развития самоконтроля и взаимоконтроля у обучающихся я использую бригадный метод работы. Разделившись на бригады дети контролируют работу друг друга.
Например. Взаимоконтроль при раскладке выкройки на ткани может быть организован следующим образом. Если упражнение проводиться впервые я объясняю и практически показываю, как нужно контролировать правила и способы раскладки. Когда один ученик раскладывает выкройку на ткани, второй контролирует. Через некоторое время я останавливаю работу и предлагаю учащимся поменяться ролями. Такая взаимопроверка помогает исключить многих ошибок в трудовых приёмах, так как обучающиеся привыкают контролировать себя и своих товарищей.
Вести учёт контроля учащиеся могут с помощью таблицы.
Фамилия, имя проверяемого…………………………………………………………………………………………………………….
Фамилия, имя проверяющего……………………………………………………………………………………………………………
№ п.п |
Выполняемая операция |
Замечания |
Затраченное время |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнив швейную операцию ученик отдаёт своё изделие товарищу. Тот внимательно смотрит, анализирует качество работы, сравнивает с образцом, вносит замечания, оценивает работу. Обучающимся нравится данный вид деятельности. Они с интересом и ответственно подходят к обязанностям контролирующего. В конце урока обучающиеся отчитываются о результатах проверки.
Для обеспечения нужного темпа работы я сообщаю обучающимся сроки выполнения задания. Время, затраченное на комплексную практическую работу и качество работы, в значительной мере зависит от организации умственной деятельности обучающихся в ориентировке, в планировании, в самоконтроле. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся нецелесообразно форсировать темп работы, так как это ухудшает обдумывание предстоящих операций контрольных действий. Но и нельзя допускать вялый темп работы, который может стать для обучающихся определённым стилем работы, мешающим подготовке к производительному труду.
Навыки самооценки и взаимоконтроля формируются у обучающихся на протяжении всего срока обучения швейному делу. В начале обучения дети не всегда могут найти и чётко сформулировать свои ошибки, правильно оценить работу по заданным критериям. Но к концу 9 класса эти навыки сформированы и обучающиеся применяют их на практике.
Обучающимся часто предлагается такой вид деятельности, как создание творческого проекта. Детям нужно не только самостоятельно провести исследовательскую работу, прошить изделие, но и дать самооценку творческой работы.
Оценка проделанной работы.
Мы с интересом приступили к учебно – трудовому заданию «Творческий проект». Нашей задачей было изготовить костюм для волонтёра олимпиады в Сочи. Мы обосновали свой выбор необходимостью продолжать и пропагандировать традиции русского фольклора. К созданию модели мы подошли творчески, учитывали историю русского костюма, знакомились с историей олимпийских игр.
При оформлении проекта использовали свои художественные способности. Разрабатывали требования к изделию, исследовали материалы, рисовали эскизы, знакомились с информацией по интересующей нас теме в интернете, рассчитывали необходимое количество ткани, выбирали материалы, моделировали и конструировали изделие, прошивали рубашки, повторяли технологию пошива, соблюдали технику безопасности, оценивали качество своей работы.
Работа над данным проектом помогла нам научиться работать в едином творческом коллективе. Друзья и учителя восхищались нашим талантом – модельеров и портных.
Проверка знаний обучающихся учителем в зависимости от структуры занятия может проходить на разных этапах урока. Например: тема занятия: «Обработка закруглённого среза косой обтачкой». В начале урока полезно повторить способы раскроя косой бейки и её свойства. Это не только проверка знаний обучающихся, но и установление прочных связей между знаниями и умениями. На других уроках целесообразно проверку ранее пройденного материала объединить с изучением нового. Например: в ходе занятия по теме «Получение косой бейки» проводится небольшая практическая работа по определению свойств обтачек (долевых, поперечных, косых). Также оценку и проверку знаний целесообразно проводить после изучения материала и выполнения практической работы с целью закрепления нового материала. Например: тема занятия: «Правила снятия и запись мерок».
Объём практической работы на уроках технологии (швейное дело) достаточно велик. Учебная программа определяет количество часов на изготовление швейного изделия. Учитель оценивает работу обучающихся не по готовому изделию, а осуществляет пооперационный контроль за качеством выполняемой работы и уровнем самостоятельности обучающихся.
Формы устной проверки зависят от её цели и характера изучаемого материала:
-опрос обучающихся по ранее изученному материалу;
-оценка отдельных ответов и сообщений обучающихся по ходу изучения нового материала;
-оценка по совокупности всех ответов, дополнений сделанных обучающимися по ходу урока;
-проверка по определённой теме программы.
Проводя фронтальный опрос, я стараюсь, чтобы в нём активно участвовали все обучающиеся. Для этого я использую следующие приёмы: продолжить ответ начатый товарищем, дополнить ответ или исправить его. Дети участвуют в дидактических играх, работают с инструкционными картами.
Письменная проверка знаний имеет те же цели, что и устная. При письменном опросе обучающиеся глубже продумывают ответы, стараются чётче их сформулировать. Письменные ответы дают более объективное представление о знаниях обучающихся. При составлении карточек опроса мною учитываются индивидуальные возможности обучающихся. Сильным обучающимся, для проверки уровня ориентировки в планировании работы над изделием, я предлагаю назвать последовательность выполняемых операций. Обучающимся со средней успеваемостью предлагаю карточки, в которых последовательность выполнения операций изменена. Слабым обучающимся предлагается назвать пропущенную операцию. Так же на уроках находят применения карточки с заданиями, в которых необходимо установить соответствие или сделать правильный выбор. При составлении контрольных работ широко используется форма тестирования.
В течение всего периода обучения швейному делу, учителем ведутся карты оперативного контроля за динамикой усвоения программного материала обучающимися. Анализ данных результатов помогает разрабатывать индивидуальные маршруты обучения.
В конечном результате вся работа обучающихся оценивается двумя оценками. Одна показывает уровень теоретической подготовки, другая умение использовать теоретические знания в практической деятельности, уровень самостоятельности и качество выполнения трудового задания.
Образцы карточек используемых в ходе проверки знаний обучающихся.
Карточка № 1
Выбрать из перечисленных операций те, которые необходимо выполнить при обработке пояса передника:
1.Сложить деталь лицевой стороной внутрь, сметать.
2.Обтачать концы.
3.Пристрочить пояс к переднику.
4.Вывернуть, выметать концы.
5.Снять намётку, приутюжить.
Ответ: 1, 2, 4, 5.
Карточка № 2
1.Какие волокна идут на производство ситца?
2.Из какого волокна изготавливается капрон?
3.Какие волокна идут на производство льняного волокна?
Ответ: 1 – натуральное волокно растительного происхождения.
2 – химическое волокно (синтетическое).
3 – натуральное волокно растительного происхождения.
Карточка № 3
Пошив сорочки.
1.Обработка боковых швов. а) стачной шов
2.Обработка проймы косой обтачкой. б) шов вподгибку с закрытым срезом
3.Обработка нижнего среза. в) запошивочный шов
Ответ: 1 в, 2 а, 3 б.