Создание благоприятных условий для сохранения и
укрепления физического и психического здоровья детей
с комплексными нарушениями развития
Феофанова Ирина Николаевна,
учитель-дефектоектолог,
ГБДОУ детский сад №8, учитель-дефектолог
В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1993 г.) каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей, имеющих множественные нарушения в развитии.
Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В это же время закладываются основы его будущего здоровья.
Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с проблемами в развитии. Таким детям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками,расширение социального опыта.
Такая помощь детям, имеющим сложные дефекты в развитии (т. е. сочетание сенсорных речевых, интеллектуальных, двигательных нарушений – в различных комбинациях) оказывается в группах для детей со сложным дефектом.
В нашем саду две такие группы. В подавляющем большинстве сложные (сочетанные) дефекты возникают как следствие органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка: потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная, эмоционально-волевая, а так же сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение. У детей поступающих в группу не сформированы навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, отмечаются нарушения двигательных навыков, плохая координация, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, нарушение формирования лексической и фонетико-фонематической сторон речи, снижение психической и физической активности, восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью, а формирование сенсорных эталонов затруднено.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, поэтому работе по сенсорному воспитанию детей со сложными дефектами уделяется особое внимание.
Учитель-дефектолог и воспитатели группы для детей со сложными дефектами решают следующие задачи по сенсорному воспитанию детей:
1. Создание предметно-развивающей среды;
2. Формирование сенсорных эталонов;
3. Развитие восприятия детей при активном включении всех анализаторов;
4. Развитие мелкой моторики;
5. Овладение способами обследования предметов;
6. Обогащение чувственного опыта в разных видах деятельности;
7. Формирование у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
8. Развитие способности понимать и различать названия свойств предметов.
Реализация этих задач невозможна без создания оптимальных условий для развития детей со сложной структурой дефекта, то есть создание в группе предметно-развивающей среды.
В создании развивающей среды мы используем следующие принципы:
1. Принцип дистанции. Необходимо дать ребёнку возможность самому ориентироваться в группе, но при этом педагог всегда должен видеть всех детей. В физическом плане дети постепенно удаляются от педагога и проявляют больше самостоятельности.
2. Принцип активности, самостоятельности.
3. Принцип стабильности и динамичности. Наши дети склонны к цикличности в деятельности, поэтому в группе много стационарных вещей, которые не меняются, но есть и то, что меняется (вносятся новые игрушки, пособия, ставятся ширмы и т.д.).
4. Принцип гибкого зонирования. Все зоны и уголки в группе многофункциональны.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и благополучия каждого ребёнка и взрослого. Комфорт должен быть не только эмоциональным, но и физическим.
6. Принципы сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации группы.
7. Учёт половых и возрастных особенностей детей.
8. Учёт структуры нарушений
9. Принцип коррекционной направленности.
Работа по сенсорному воспитанию проходит через все виды деятельности – бытовую, игровую, трудовую, изобразительную, двигательную и т.д.
Так как дети в нашей группе имеют множественные сочетанные дефекты, для них огромное значение имеет физическое воспитание, которому у нас отводится ведущая роль.
Между физическим и сенсорным воспитанием существует тесная связь. В группе имеется специальное оборудование для физического и сенсорного развития детей.
· Это «сухой» бассейн, использование которого снижает уровень психоэмоционального напряжения, регулирует мышечное напряжение, коррегирует уровень тревожности.
· Используем дорожки из различных материалов для босохождения: ребристая доска, игольчатая дорожка, коврик со следочками, массажные коврики, дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, меховая поверхность, поверхность из шариков). Они развивают тактильную чувствительность, рецепторы стоп, вестибулярный аппарат, умение передвигаться по ограниченной поверхности, произвольность.
· Кольцебросы и специальные сетки с отверстиями для мячей, которые развивают зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве, координацию «глаз-рука» пуфики – «таблетки», мягкие модули
· Разноцветные мячи разные по размеру, фактуре, а так же надувные мячи, обручи, кольца.
· Для детей с ДЦП используем специальные ходунки, ортопедические стулья, коляски. А так как эти игры сделаны из ярких цветных материалов, закрепляются такие сенсорные эталоны, как цвет, форма и величина.
Таким образом физическое, моторно-двигательное развитие и укрепление здоровья детей – важнейшие задачи в группе для детей с ОВЗ. Организация работы в этом направлении связана с психолого-педагогическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Вся работа осуществляется комплексно, системно. С детьми работает специалист по адаптивной физкультуре, медсестра проводит сеансы массажа, все дети наблюдаются неврологом и терапевтом.
Только совместная работа всех специалистов ДОУ, учёт индивидуальных особенностей детей позволяет достигнуть положительной динамики в психофизическом развитии детей со сложной структурой дефекта.