Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Создание благоприятных условий для сохранения и
укрепления физического и психического здоровья детей
с комплексными  нарушениями развития

Феофанова Ирина Николаевна,
учитель-дефектоектолог,
ГБДОУ детский сад №8, учитель-дефектолог

 

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1989 г.)  и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1993 г.) каждому ребёнку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей, имеющих множественные нарушения в развитии.

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В это же время закладываются основы его будущего здоровья.

 Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с проблемами в развитии.  Таким детям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками,расширение социального опыта.

Такая помощь детям, имеющим сложные дефекты в развитии (т. е. сочетание сенсорных речевых, интеллектуальных, двигательных нарушений – в различных комбинациях) оказывается в группах для детей со сложным дефектом.

 В нашем саду две такие группы.    В подавляющем большинстве сложные (сочетанные) дефекты возникают как следствие органического поражения центральной нервной системы  на ранних этапах онтогенеза.  Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка: потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная, эмоционально-волевая, а так же сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение.  У детей поступающих в группу не сформированы навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, отмечаются нарушения двигательных навыков, плохая координация,  недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, нарушение формирования лексической и фонетико-фонематической сторон речи, снижение психической и физической активности,  восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью, а формирование сенсорных эталонов затруднено.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания  в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, поэтому работе по сенсорному воспитанию детей со сложными дефектами уделяется особое внимание.

Учитель-дефектолог и воспитатели группы для детей со сложными дефектами решают следующие задачи по сенсорному воспитанию детей:

1.    Создание предметно-развивающей среды;   

2.    Формирование сенсорных эталонов;            

3.    Развитие восприятия детей при активном включении всех анализаторов; 

4.    Развитие мелкой моторики;    

5.    Овладение способами обследования предметов;

6.    Обогащение чувственного опыта в разных видах деятельности;  

7.    Формирование у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;  

8.    Развитие способности понимать и различать названия свойств предметов. 

Реализация этих задач невозможна без создания оптимальных условий для развития детей со сложной структурой дефекта, то есть создание в группе предметно-развивающей среды.

В создании развивающей среды мы используем следующие принципы:

1.    Принцип дистанции.  Необходимо дать ребёнку возможность самому ориентироваться в группе, но при этом педагог всегда должен видеть всех детей. В физическом плане дети постепенно удаляются от педагога и проявляют больше самостоятельности.

2.    Принцип активности, самостоятельности.

3.    Принцип стабильности и динамичности. Наши дети склонны к цикличности в деятельности, поэтому в группе много стационарных вещей, которые не меняются, но есть и то, что меняется (вносятся новые игрушки, пособия, ставятся ширмы и т.д.).

4.    Принцип гибкого зонирования.  Все зоны и уголки в группе многофункциональны.

5.    Принцип эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и благополучия каждого ребёнка и взрослого.  Комфорт должен быть не только эмоциональным, но и физическим.

6.    Принципы сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации группы.

7.    Учёт половых и возрастных особенностей детей.   

8.    Учёт структуры нарушений

9.    Принцип коррекционной направленности. 

Работа по сенсорному воспитанию проходит через все виды деятельности – бытовую, игровую, трудовую, изобразительную, двигательную и т.д.

Так как дети в нашей группе имеют множественные сочетанные дефекты, для них огромное значение имеет физическое воспитание, которому у нас отводится ведущая роль. 

Между физическим и сенсорным воспитанием существует тесная связь. В группе имеется специальное оборудование для физического и сенсорного развития детей.

·       Это «сухой» бассейн,  использование которого снижает уровень психоэмоционального напряжения, регулирует мышечное напряжение, коррегирует уровень тревожности.

·       Используем дорожки из различных материалов для босохождения: ребристая доска, игольчатая дорожка, коврик со следочками, массажные коврики, дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, меховая поверхность, поверхность из шариков). Они развивают тактильную чувствительность, рецепторы стоп, вестибулярный аппарат, умение передвигаться по ограниченной поверхности, произвольность.

·        Кольцебросы и специальные сетки с отверстиями для мячей, которые развивают зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве, координацию «глаз-рука» пуфики – «таблетки», мягкие модули

·       Разноцветные мячи разные по размеру, фактуре, а так же надувные мячи, обручи, кольца.

·         Для детей с ДЦП используем специальные ходунки, ортопедические стулья, коляски. А так как эти игры сделаны из ярких цветных материалов, закрепляются такие сенсорные эталоны, как цвет, форма и величина.

Таким образом физическое, моторно-двигательное развитие и укрепление здоровья детей – важнейшие задачи в группе для детей с ОВЗ. Организация работы в этом направлении связана с психолого-педагогическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Вся работа осуществляется комплексно, системно. С детьми работает специалист по адаптивной физкультуре, медсестра проводит сеансы массажа, все дети наблюдаются неврологом и терапевтом.

Только совместная работа всех специалистов ДОУ, учёт индивидуальных особенностей детей позволяет достигнуть положительной динамики в психофизическом развитии детей со сложной структурой дефекта.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»