Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Тема: Методические приемы обучения детей с нарушением зрения определять эмоциональное состояние персонажей в сюжетных картинах

 

Исмонова Ольга Сергеевна, учитель-дефектолог

ГБДОУ д/с №95 Калининского р-на, С-Пб

Содержание:

Введение. Актуальность проблемы.

Глава 1. Эмоции и их внешнее проявление

1.1  Функции эмоций. Составляющие эмоциональной характеристики ребенка.

1.2 Эмоции и их внешнее проявление в условиях зрительной депревации.

Глава 2. Использование сюжетных картин в работе с детьми с нарушением зрения

2.1Этапы обучения восприятия сюжетных картин.

2.2 Схема обучения воспринимать и осмысливать действия и движения персонажей сюжетных картин

2.3 Схема обучения соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине

Глава 3. Педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Глава 4. Диагностика эмоционального развития

4.1  Изучение эмоционально сферы

4.2 Диагностические задания

Введение

Вопрос о восприятии и осмыслении сюжетно-художественных картин имеет актуальное значение для общей и специальной психологии и педагогики.

Картина, как одно из наглядных дидактических средств, может быть широко использована в процессе обучения.

Художественная картина, насыщенная эмоциональным содержанием, может служить одним из наиболее эффективных средств развития эстетического восприятия, этических чувств детей.

Восприятие сюжетной картины – сложный психический процесс, неразрывно связанный с ее осмыслением и переживанием. Основным критерием степени полноценного восприятия и осмысления сюжетных картин является развитие понимания внутренних смысловых отношений между объектами картины.

Осмысление сюжетной картины происходит при условии узнавания изображенных на ней объектов и понимания внутренних отношений между ними.

Эмоциональное содержание сюжетной картины выступает в форме выразительных движений (мимики и пантомимики) как персонажей картин, так и их внутренних отношений между собой.

Таким образом, эмоционально-образное общение требует развития эмоций, чувственного восприятия, восприятия выразительных движений.

Глава 1. Эмоции и их внешнее проявление

Функции эмоций. Составляющие эмоциональной характеристики ребенка

Эмоции являются «центральным звеном» (Л.С.Выготский) психической жизни человека и, прежде всего, ребенка.

Эмоции:

1)    выполняют регулирующую и охранную функцию;

2)    способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

3)    побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

4)    помогают приспособиться  к ситуации;

5)    сопровождают общение и все виды деятельности;

6)    являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

1.     Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

2.     Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.

3.     Широта диапазона понимания переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка.

4.     Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Эмоции и их внешнее проявление в условиях зрительной депревации

Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего мира, проявляющееся в субъективном отражении человека к действительности, зависит от того на сколько полно, точно, всесторонне отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения. Нарушение зрения , ограничивая отражательные способности человека, вызывает определенные сдвиги  в эмоциональной сфере, некоторые изменения в эмоциональном отношении к отдельным (трудно познаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций.

Выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены, причем степень редуцированности мимики и пантомимики зависит от времени появления и степени расстройства зрения. Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловно рефлекторные пантомимические выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева проявляются у них в весьма ослабленном виде.

Глава 2. Использование сюжетных картин в работе с детьми с нарушением зрения

Этапы обучения восприятия сюжетных картин

Использование сюжетной картины в процессе обучения дошкольников с нарушением зрения является одним из эффективных средств решения проблемы доразвития психической деятельности дошкольников в условиях специального детского сада.

Правильное осмысление картины зависит, прежде всего, от адекватного восприятия слабовидящими и дошкольниками с амблиопией и косоглазием действий человека и его эмоциональных состояний. Ограниченный сюжетный опыт восприятия дошкольников с нарушением зрения не дает возможности адекватно отражать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на картине. Для преодоления этих недостатков необходимо специально организованное обучение. Дети с нарушениями зрения в условиях специального обучения вполне овладевают умениями правильно воспринимать и осмысливать эмоциональные состояния, позы и жесты персонажей картин.

Как показывает опыт, подгрупповые занятия по развитию восприятия сюжетных картин рационально включать в работу, начиная со средней возрастной группы.

Обучение проводится в 4 этапа:

1.     На первом этапе дошкольники слушают стихотворения, тексты рассказов, музыкальные отрывки, которые вызывают у них определенные эмоции. Затем им предлагается посмотреть друг на друга, на свое изображение в зеркале и отметить у себя и у других детей те изменения в лице, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Каждое эмоциональное состояние обозначается словом и характеризуется набором изменений в лице по сравнению с лицом спокойным.

2.     На втором этапе детям предъявляется для восприятия несколько карточек с изображением различных эмоциональных состояний человека, каждое из которых акцентировано изобразительными средствами. Дети должны научиться с помощью положения и формы рта, глаз, бровей определять различные эмоциональные состояния. Эти карточки можно использовать как сигнальные при определении настроения, которое вызывается различными текстами или музыкальными отрывками.

3.     Следующий этап работы связан с распознаванием конкретных эмоциональных состояний людей, изображенных на отдельно подобранных карточках. Дошкольники называют настроение, объясняют, почему они так думают, и по заданию тифлопедагога придумывают возможные причины конкретного настроения персонажа.

4.     Последний этап обучения предполагает распознавание эмоциональных состояний персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации. На картинке изображены персонажи с конкретными эмоциями и причины, их вызвавшие. Дети составляют рассказы по картинам, обосновывая свои решения ситуаций.

Таким образом, специально организованное обучение совершенствует процесс восприятия дошкольниками эмоций и жестов, изображенных на картине, способствует коррекции восприятия и процессу доразвития перцептивных функций.

Примерная схема обучения воспринимать и осмысливать действия и движения персонажей сюжетных картин

1.     Восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию с обязательным проговариванием.

2.     Выполнение и называние движений по заданию тифлопедагога.

3.     Имитация разнообразных движений на игрушках и специально изготовленных моделях.

4.     Узнавание и называние графически изображенных движений.

 

Примерная схема обучения соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине

1.     Восприятие и называние действий с предметами, производимых тифлопедагогом.

2.     Выполнение конкретных действий с предметами по заданию тифлопедагога.

3.     Имитация действий с предметами на игрушках и моделях.

4.     Подбор конкретного предмета из нескольких к заданному движению.

5.     Поиск движения и позы к действию с заданным предметом.

6.     Узнавание разнообразных действий человека и животных, графически изображенных на карточках, «прочитывание» элементарных ситуаций.

Глава 3. Педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Педагогическую работу по развитию эмоций у дошкольников с нарушением зрения тифлопедагогу важно строить с учетом следующих положений.

1.     Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение) и их регуляции.  Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, слухового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

2.     Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

3.     Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать другие формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, по мимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, жестикуляционной выразительности – иными словами языка эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к 4-м годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мироощущение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для  содержательного диалога педагога с детьми. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся и на персонажей художественных произведений. Ребенок может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся сильнее: ребенок вживается в сказку, идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Чувства превращают его в активного участника событий.

Глава 4. Диагностика эмоционального развития

Изучение эмоционально сферы

Диагностика эмоциональной сферы ребенка позволяет выстроить целенаправленную, системную работу, определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться.

Диагностика эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

·        Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности

·        Адекватная дифференциация эмоциональных состояний других 

·        Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка

·        Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Предложенные задания позволяют исследовать эмоциональное состояние детей 4 – 6 лет. Диагностическая методика включает в себя 4 задания. Для обработки данных в каждом задании используются таблицы. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначается значком + в соответствующей графе таблицы.

Задание 1

Цель:Изучение знаний и особенностей детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, умения дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, определять причины того или иного настроения.

Пособие «Альбом настроений»

Определи настроение персонажа и его причины. Покажи это настроение. Изобрази схематично настроение героя в кружке маркером.

Материал:радость – Буратино, грусть – Чебурашка, злость – Пират,               удивление – Иван Царевич.

Обработка данных:

ФИ ребенка

Веселый

Печальный

Сердитый

Удивленный

 

м

п

м

п

м

п

м

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м– мимика, п - пантомимика

 

Задание 2

Цель:Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Пособие «Настроение человечка»

К нам в гости пришли человечки с разным настроением. Я буду выкладывать их на фланелеграф, а ты будешь говорить, какое у него настроение (какой он?)

Материал:пиктограммы – радость, гнев, грусть, страх, удивление, вина.

Обработка данных:

ФИ ребенка

Радость

Грусть

Страх

Удивление

Гнев

Вина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Цель:Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей в    различных ситуациях.

Пособие«Какое у мальчика настроение»

Выложи карточки на фланелеграфе. Я тебе буду задавать вопросы – ситуации, в которые попадал этот мальчик. Ты должен назвать его настроение и найти среди карточек.

Материал:

1.     Страх. Если на мальчика накинулась злая собака?

2.     Обида. Когда дети не взяли мальчика с собой играть?

3.     Злость. Когда сломали любимую игрушку мальчика?

4.     Грусть. Если у мальчика потерялась собака?

5.     Вина. Если мальчик разбил мамину любимую вазу?

6.     Удивление. Что произойдет с мальчиком, если он увидит летом на улице снег?

7.     Радость. Когда мальчику подарят подарок?

Обработка данных:

ФИ ребенка

Ответы ребенка

Нахождение персонажа

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

Цель:Изучение выразительности речи

Пособие «У меня есть собака»

Постарайся произнести фразу с разным настроением. Покажи это настроение на своем лице.

Материал:радостно, грустно, сердито, удивленно, испуганно.

Обработка данных:

ФИ ребенка

Радостно

Грустно

Сердито

Испуганно

Удивленно

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»