Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)№ 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Статья
Особенности работы в коррекционной школе.
Преподаватель-организатор ОБЖ
Панкратьева Г.Е.
Дата: 25.01.2010
Санкт-Петербург
2010
Особенности работы в коррекционной школе.
Современная школа решает глобальные проблемы гуманизации педагогического процесса. Под гуманизацией понимается применение психолого-педагогических технологий, ставящих учителя и ученика в гуманистические отношения. Педагогические технологии должны обеспечить становление здоровой личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению психологического здоровья людей. В ранговом распределении заболеваний нервно-психические расстройства занимают одно из ведущих мест. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнями, если болит голова или, наоборот, не сидится на месте? У таких детей возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в обучении: проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках и страхи, которые делают детей агрессивными или замкнутыми.
Для детей с выраженной задержкой психического развития созданы школы VII вида. Их развитие началось с середины 70-х годов. Это был новый виток дифференциации специальных школ, и еще одна попытка решить проблему школьной неуспеваемости. Задачей школы данного типа является коррекционное обучение и воспитание учащихся в объеме неполной средней образовательной школы по скорректированным учебным программам. Период начального обучения может быть увеличен на один год. Наполняемость классов от 8 до 12 учащихся. Целью образовательной программы школы для детей с задержкой психического развития является создание условий для освоения учащимся минимума содержания образования (в соответствии с требованиями государственных стандартов) с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, применяя современные педагогические технологии, при которых учащиеся чувствовали бы себя успешными. У каждого ребенка есть свой собственный мир, и задача педагога, не меняя природы ребенка, его психофизического состояния, помочь ему шаг за шагом пройти все ступени личного роста, обрести знания, не теряя уверенности в своих силах, не разрушая его индивидуальности.
Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные его условия, которые обязательны для каждого учителя, работающего с детьми с выраженной задержкой психического развития:
- в совершенстве знай спецпсихологию;
- создавай в школе, классе благоприятный психологический климат;
- воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
- не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
- помни: максимум поощрения, минимум наказания;
- требуя, учитывай реальные возможности ребенка;
- каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируй темпы и объем работы;
- учитывай «зону ближайшего развития». Постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
- упражняй, упражняй, упражняй!
- учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;
- утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
- строго следуй режим дня, недели. Предупреждай переутомление;
- соблюдай все гигиенические требования к уроку.
При всем разнообразии форм и проявлений задержки психического развития существуют типичные проявления, свойственные всем детям, имеющим ЗПР. Назовем их:
- Ребенок с задержкой психического развития уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не всегда соблюдает дистанцию по отношению к учителю, не воспринимает и не выполняет школьных требований. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней чаще всего в тех случаях, когда возникает необходимость уйти в трудной для него учебной деятельности. Хотя высшие формы игры со строгими правилами, принятием и выполнением той или иной роли у него еще не развиты.
- Информацию, идущую от учителя, ученик принимает и перерабатывает замедленно. Для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре, в предельной развернутости инструкций. Его словесно-логическое мышление не развито, поэтому он долго не может освоить свернутые внутренние мыслительные операции.
- Обращает внимание низкий уровень его работоспособности. Быстрая утомляемость, истощение нервной системы ведут к снижению устойчивости внимания, трудностям запоминания, фрагментарности восприятия. Объем и темп работы у него ниже, чем у сверстников.
- В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученик. Возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием, уход в более доступные сферы деятельности, попытки компенсировать это чувство различными нарушениями поведения.
Коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии со следующими основными положениями:
- Воспитание, обучение и развитие ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса от 8 до 12 учащихся. Это позволяет учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала, т.е. на всех этапах урока;
- Коррекционная направленность всех учебных предметов предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки;
- Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
Психолого-дидактические принципы, на которых выстраивается коррекционно-развивающее обучение, определяют:
- Введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;
- Коррекционную направленность учебно-воспитеательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.
Среди коррекционно-развивающих задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением « эффекта новизны» при решении учебных задач);
- формирование интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля, самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений детей об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
В системе коррекционно-развивающего обучения коррекция негативных тенденций развития и формирование общих способностей к учению являются основной целью коррекционно-развивающей работы с учащимися.