Дети группы ЗПР отстают в развитии, медленно усваивают учебный материал, но они не являются умственно отсталыми. Их поведение, как и учебная деятельность, характеризуются не равномерностью проявлений. Они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представления об окружающем мире недостаточно широки. Дети с ЗПР не всегда могут сосредоточиться на задании (даже игровом),у многих из них преобладают игровые мотивы.
Дети этой группы отличаются не устойчивостью внимания, слабостью памяти и речевых средств. Неумение мыслить сочетается с не желанием мыслить.
У детей с ЗПР значительно большие, по сравнению с умственно отсталыми, потенциальные возможности их развития и более высокий уровень обучаемости. Но особенности детей с ЗПР обуславливают пониженную обучаемость, пониженную способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности.
Отставание в развитии ведет к тому, что интеллектуальные функции, (умственные операции, пространственные представления, навыки, умения) формируются с опозданием и не всегда оказываются полноценными даже к более поздним по сравнению с нормальными детьми срокам.
Продолжительность периода хорошей работоспособности весьма не велика. Отмечено что многие дети в состоянии работать всего 15- 20 минут, затем наступает утомление и истощение. В этом состоянии работоспособность и внимание резко снижается, возникают импульсивные действия. На замечания вспыхивают реакции раздражения, отказываются работать, если задания им кажутся трудными.
С наступлением утомления дети ведут себя по-разному. Одни вялые пассивные ложатся на парту смотрят в окно, притихают, не досаждают, но и не работают. У других наоборот появляется повышенная возбудимость, расторможенность двигательное беспокойство. Дети с ЗПР с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. С такими детьми очень трудно входить в режим занятий – они вскакивают, ходят по классу, разговаривают с товарищами, выкрикивают, задают посторонние вопросы и без конца переспрашивают. Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию – они мало активны, безинициативны и не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом понять причины ошибок. Это приводит к тому, что учащиеся продолжают допускать прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении ,затруднений в работе ,которые они не стремятся преодолеть.
Среди детей с ЗПР можно выделить две подгруппы. Некоторые дети не решительны, не верят в собственные силы, боятся даже не больших трудностей. Другие наоборот излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности. Они начинают выполнять задания с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются малопродуктивными.
Во внеклассной жизни дети более активны. Одни предпочитают спокойные занятия – лепку, рисование, конструирование (строительный материал, разрезные картинки). Таких детей меньшинство. Большинство отдает предпочтение подвижным играм, любят бегать, возиться.
К сожалению, у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало. Их игры отличаются примитивным содержанием трафаретностью. Чаще всего дети устраивают возню, валяются на полу, на земле ,на снегу и бегают. При этом не щадят друг друга и нередко стараются причинить умышленно боль. Лишь при непосредственном руководстве взрослых удается организовать детей, подчинить их игру цели и правилам ,а так же придать ей смысл.
Почти все дети с ЗПР любят спорт, хотя им присущи двигательная неловкость некоординированность движений, неумение подчиняться заданному ритму (музыкальному ,словесному)
Они проявляют исполнительность, и аккуратность при выполнении работ по уборке помещения, по уходу за растениями, но только в том случае если эти работы не требуют от них длительного напряжения и однообразия.
Такие дети любят участвовать в самодеятельности, причем именно в этом случае весьма отчетливо проявляются их интересы и возможности. При этом тексты стихотворений заучивают легче, чем аналогичный материал из обязательной учебной программы. Наиболее активизирует деятельность детей тот материал, с которым они имеют или имели дело непосредственно сами. Чужой опыт или чужая работа оставляют их равнодушными.
Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов часто происходящих помимо их воли и сознания без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность извиняются перед взрослыми (перед товарищами редко) но через некоторое время срыв может повториться. Дети с ЗПР тяготеют большинство к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление не очень сложных поделок. Любой новый вид работы или способ действия даже самый простой вызывает неудовольствие, а иногда и протест. Даже элементарные новые навыки вырабатываются крайне медленно и для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, но зато перескакивают с одного на другое, не завершив начатого.
Они постоянно, что- то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме ,играют разными предметами. Эти дети обидчивы вспыльчивы. Часто без достаточных оснований могут нагрубить обидеть товарища порой становятся жестокими. Для вывода детей из таких состояний требуется время особые меры и большой такт. Лучше всего в таких случаях помогает переключение на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные и доступные задания подкрепляющие их веру в собственные силы. Некоторые из детей пытаются самоутвердиться: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную им работу, показывают свое «геройство» совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и т.д.) могут сказать неправду, например, похвастаться какими либо делами которые они не совершали. В тоже время эти дети чувствительны к несправедливым обвинениям остро на них реагируют, с трудом успокаиваются.
Физически слабые дети легко подчиняются таким «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда когда они явно неправы.
Игровая деятельность у детей с ЗПР сформирована не полностью. Предпочитают наиболее простые игры. Ролевая игра, требующая выполнения определенных правил осуществляется ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия часто простые манипуляции игрушками, а в целом игра носит процессуальный характер.
Дети фактически не принимают отведенной им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры, свойственные более младшему возрасту.
У детей с резко отрицательным отношением к школе доминирует игровая мотивация. Отрицательное из- за негативного отношения к учению или из-за заниженной самооценки своих возможностей. С такими детьми хорошо использовать сюжетно- ролевую игру на тему»школа» в качестве вспомогательного средства формирования учебной деятельности. В этой игре дети с наибольшей полнотой раскрывают свои потенциальные возможности в отношении к учению в уровне проявления учебных навыков знаний и представлений. Эту игру большинство детей предпочитают другим играм даже отказываются идти гулять, желая продолжать играть.
К содержанию игры относятся весьма ответственно и соблюдают не только все правила внешнего поведения, но и основные компоненты учебного процесса. Детей привлекает в игре содержательная сторона учебной деятельности. Ребенок, играющий роль учителя стремится выполнить те же задания, которые выполняли ученики.
Очень важно чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с детьми мягким доброжелательным тоном и поощрять их за малейшие успехи. Задания должны быть доступны интересны не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в спокойной доброжелательной обстановке тогда такие дети проявляют некоторую работоспособность.
С детьми группы ЗПР важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте. Задача этой работы – обогащение детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность способность к познавательной деятельности. Особый упор необходимо делать на становление коллектива и воспитание дружеских взаимоотношений через все виды деятельности. Основа – индивидуальный подход.
Дети этой категории требуют особого внимания и подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно – оздоровительными мероприятиями.