Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование коммуникативных навыков у детей
с ОВЗ с использованием индивидуальных
коммуникативных альбомов

Скобенкова Наталья Анатольевна
Цель: Повышение качества жизни детей с ОВЗ средствами альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
Задачи:
  • Формирование коррекционно-развивающей среды, способствующей преодолению коммуникативных барьеров;
  • Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ;
  • Мониторинг эффективности проектной деятельности и создание инструктивно-методических материалов.      
Прежде чем приступить к написанию индивидуальной программы  на каждого воспитанника была проведена  диагностика с помощью методики «Интерактивной  матрицы  общения».
После проведения диагностики,  мы определили уровень развития коммуникация детей,  каким образом ребенок общается, и получили общую схему определения логических целей развития коммуникативных навыков.                
На каждого ребенка на  основе  основной программы  по формированию коммуникативных навыков была разработана индивидуально ориентированная программа.  При разработке  программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности девочек.
В своём выступлении мы хотим  рассказать об опыте работы по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием индивидуальных коммуникативных альбомов, как одного из разделов программы.  
Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно, используя карточки с изображениями.
Обязательным условием для начала обучения является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Коммуникативный альбом – позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Альбомы способствуют самостоятельной коммуникативной активности каждого ребёнка. Позволяют оперативно реагировать на коммуникативные сообщения воспитанника.
На каждого  ребёнка  был  изготовлен  индивидуальный  коммуникативный альбом с личной фотографией.
Коммуникативный альбом – это многофункциональное дидактическое пособие, которое выступает как дополнительное средство в формировании коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Альбом – пластиковая папка с разделителями  разных цветов: синий, красный, зелёный, на каждом  из которых  крепятся карточки, обозначающие  предмет, действие  предмета, признак  предмета.  Внизу расположена строчка выкладывания карточек (предложений). В конце альбома имеются прозрачные карманы для хранения карточек.                                                
Альбом состоит из набора разнообразных карточек по различным темам: гигиена, развлечения, продукты, одежда и т. д., он может дополняться и видоизменяться. Каждая картинка съемная и на обратной стороне имеет липучку.
Коммуникативный альбом,  дает возможность ребенку, пока еще не способному говорить, учиться строить предложения, тем самым формирует способность выстраивать внутренний план высказывания.
Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать находящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, рассказать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Свою работу с коммуникативным альбомом начинали с того, что познакомили  детей с карточками, и только после этого отработанные карточки были вставлены в альбом. Все дети индивидуальны, у каждого разные потребности. Учитывались конкретные действия и предметы, которые в обиходе у этого ребёнка.
В ходе обучения мы применяли практические, наглядные, словесные, игровые методы и приемы с учетом индивидуальных особенностей детей. Тем самым выстроилась система взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы.
Коммуникативные альбомы использовались в режиме дня, на занятиях в группе, и со специалистами.
Обучение начальным коммуникативным навыкам использования индивидуальных коммуникативных альбомов  проводилось  на картинно-символьной основе. Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью коммуникативного альбома  мы основательно подготовились. Определили круг его интересов и те предметы и действия, которые ребенок  обычно просит или делает. Собрали  материал (карточки)  тот самый базовый минимум, который необходим каждому ребенку.
В ходе работы по обучение пониманию и ответам на коммуникацию с помощью картинок-символов, обозначающих простые предметы и предметные действия:
  • Организовывали ситуации поиска  желаемой  картинки-символа;
  • Организовывали  ситуации требования предмета с помощью картинки-символа;
  • Организовывали   ситуации, в которой ребенок выбирает картинку-символ из соответствующего контекста: любит / не любит;                                     
  • Организовывали  ситуации выражения  просьбы / сообщения / ответа на вопрос «Что ты хочешь?» с помощью картинки-символа (находить картинку - символ в альбоме и демонстрировать коммуникативному партнеру);  
  • Организовывали   ситуации  обмена картинкой-символом с коммуникативным партнером  (выбирает соответствующую картинку на странице, демонстрирует картинку, обменивается с партнером по коммуникации (картинку на предмет), в том числе с использованием выкладывания картинками фразы «Я хочу…» на коммуникативной строке.                                 
В конце была  проведена повторная  диагностика с помощью интерактивной матрицы  общения.  По результатам мониторинга видно, что дети дали динамику. Но работа с коммуникативными альбомами только началась, многое  ещё впереди.
Ожидаемые результаты: воспитанники овладели:  начальными коммуникативными навыками с использованием индивидуальных коммуникативных альбомов. Научились сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»