Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья по тифлологии На тему: «Адаптация и готовность к жизненному самоопределению выпускников школ с нарушением зрения». Лазюк Наталья Александровна ГБОУ СОШ №383 Учитель-дефектолог Санкт-Петербург Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений III и IV вида актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становления психологических механизмов которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Раскрыть сущностные характеристики социально-психологической адаптации на этапе ранней взрослости применительно к слепым и слабовидящим выпускникам школ. Психологическая готовность предполагает: - сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего, самосознание; - развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка (личностная готовность), помогающая ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это - общественные мотивы поведения, т.е. усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. Человек является саморегулирующейся, динамической системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения. В основу могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу, государственные и международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо: разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру; иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с этой позицией; самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным; самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ); позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью. Самостоятельность, самоопределенность — эти ведущие ценности предполагают способность человека к саморазвитию, то есть к постановке целей самоизменения и поиску средств для достижения этих целей. Поэтому процесс саморазвития детей с нарушением зрения требует комплексного подхода. Это связано с тем, что, во-первых, в большинстве случаев у детей с нарушениями зрения наблюдаются сочетания нарушений психического развития, зависящие от степени утраты зрения, от возраста, когда она произошла, и от этиологии зрительных нарушений. Во-вторых, необходимый результат в процессе саморазвития может достигаться не только за счет восстановления нарушенной функции, но и за счет развития других, относительно сохранных психических функций, за счет развития личности. В-третьих, сами способы и методы процесса саморазвития подразумевают возможность позитивного эффекта в отношении разных сфер. В-четвертых, чтобы процесс саморазвития ребенка давал позитивные результаты, необходима функция взрослого, задавшегося целью «подпитывать» ту тенденцию детского самосознания, которая ведет к саморазвитию. Все вышесказанное позволяет сформулировать основные принципы, использование которых повышает эффективность процесса саморазвития детей со зрительными дефектами. Важными положениями при выборе приоритетных методических приемов, используемых в процессе саморазвития, является направленность: - на восстановление наиболее «страдающих» психических функций, психических свойств и качеств ребенка, ограничивающих возможность его саморазвития и самореализации в ведущих видах деятельности, его социальной интеграции; - на развитие «сохранных» психических функций, свойств и качеств ребенка, значимых в роли компенсаторных механизмов имеющихся у него нарушений психической деятельности. Понятие самоопределение (саморазвитие) начал использовать известный австрийский психолог А.Адлер. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. Превосходство Адлер понимал как достижение большего из возможного. Такое стремление является врождённым, потому что это и есть сама жизнь. Автор рассматривает индивида как творческое и самоопределяющее целое с учётом его индивидуальной субъективности. Адлер всегда признавал, что человек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, управлять ими, осознавая значение своих действий для собственного саморазвития. По Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая, креативным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути её достижения. Однако цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недостижимой, фикцией. И, тем не менее, цель является реальным стимулом. Посредством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма, и прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уникального для человека [1]. Возрастная периодизация и кризисы. С проблемой развития тесно связана проблема возрастной периодизации развития человека. В психологических исследованиях обращается внимание на то, что стабильные фазы развития ребенка сменяются так называемыми кризисами. Под кризисами понимается столкновение внешних и внутренних условий развития, сопровождающихся сильными эмоциональными переживаниями, нарушающими непрерывность развития, и переходом психического склада человека к новой качественной определенности. В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрастные периоды развитие совершенствуется главным образом за счет «микроскопических изменений личности». Во время кризисов, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный стремительный характер. Нормативные кризисы развития, являясь наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, способствующим формированию определенных качеств личности, оказывают влияние, как на развитие самосознания, так и на развитие его компонентов, в том числе и самооценку. При изучении самооценки детей разного возраста необходимо иметь в виду, что на школьные годы приходится два возрастных, так называемых нормативных, кризиса: кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Что же касается развития самооценки, то ее становление в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностным смыслом», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом также постепенно дифференцируется и обобщается. Например, в дошкольном возрасте у ребенка недостаточно развит когнитивный компонент, а в эмоциональном компоненте отражается его глобально-позитивное отношение к себе, заимствованное из отношения взрослых. Характеризуя самооценку дошкольника, Л. С. Выготский указывал, что дошкольник любит себя, однако это самолюбие как обобщенное отношение к самому себе остается одним и тем же в разных ситуациях. Специфическое реагирование выражается в том, что переживание успеха ведет к повышению самооценки детей, а неуспеха — к ее снижению. На границе детства и отрочества — в предподростковом возрасте (10-12 лет) — школьникам необходимо помочь в том трудном деле, которым они полубессознательно начинают заниматься: в постановке задач саморазвития и поиске средств их решения. Речь идет именно о 10-12 годах, а не о 14—16 — периоде расцвета подростковой проблематики, по той причине, что помощь взрослых нужна детям и отрокам в зоне ближайшего развития новой способности: тогда, когда они в принципе готовы осваивать, что-то новое, но еще не могут разобраться в этом новом самостоятельно. Поворотный момент развития, кульминацией которого является открытие собственного «Я», вся мировая психология традиционно связывает с подростковым возрастом. Его биологические границы заданы точкой пубертата, а психологические границы подросткового возраста размыты до полной неопределенности. Период, который сейчас принято называть по месту социальной прописки ребенка младшим школьным возрастом (6-7-10-12 лет), есть возраст принятия предъявленного ребенку социального ожидания ответственности. В этом возрасте начинается освоение новых отношений с людьми — отношений равенства перед всеобщими законами. Младшие школьники обнаруживают, что законы математики и гармонии, физики и нравственности соблюдаются не потому, что «так сказал Учитель», а совсем по другим причинам. Поиск этих причин, если, конечно, он происходит в форме сотрудничества ученика с учителем, помогает порождать в ребенке могучую способность рефлексии — знание о границах собственных знаний, умений, возможностей. До какого-то момента предметы, на которых младшие школьники оттачивают свои рефлексивные способности, не выбирались самими учениками. Их предлагали взрослые. Но ответственность за свое поведение, которую взрослые внушают ребенку, является ироничной, двойственной, ибо личная ответственность предполагает и личный выбор, и прежде всего это выбор предмета совместных занятий и партнеров для них. Когда ребенок впервые оказывается в состоянии реализовать этот выбор, можно констатировать, что подросток предлагает взрослым и сверстникам тот предмет, который для него наиболее ценен и интересен, — свое собственное «Я». Открытие «Я» и есть открытие собственного авторства, подготовленное: а) принятием социальных ожиданий ответственности; б) развитием рефлексии, обеспечивающей выход за границы данности; в) усовершенствованием в навыках чтения человеческих самостей [5]. Темперамент и характер. Еще одним важным аспектом в жизненном самоопределении является выбор профессии. Существует ряд профессий, где успешность деятельности зависит от темперамента человека, оказывающего влияние на протекание эмоций, мышления, волевых действий, темпа речи, сильного темперамента требуют профессии, связанные с риском (летчик, диспетчер, шофер). Юноши и девушки, "обладающие слабым темпераментом, будут успешно работать, где требуется обязательность, точность, исполнительность, где нерегламентированы условия работы (библиотекарь, бухгалтер). Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Человек любого темперамента может обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом; например, Суворов и А.С. Пушкин были холериками, А.И. Герцен и Бомарше — сангвиниками, И.А. Крылов и М.И. Кутузов — флегматиками, И. Ньютон и Н.В. Гоголь — меланхоликами. Следует отметить, что лишь немногие люди являются отчетливыми представителями указанных типов; у большинства наблюдается сочетание одного из темпераментов с отдельными чертами другого. Кроме того, в зависимости от общего состояния нервной системы у человека могут усиливаться или ослабляться черты, свойственные тому или иному темпераменту. Из литературных источников известно, что у слабовидящих детей часты расстройства высшей нервной деятельности, выражающиеся в чрезмерной возбудимости, неуравновешенности, медленной переключаемости. Это связано с быстрым наступлением истощения нервной системы, вызванным перенесенными тяжелыми заболеваниями. Вместе с тем неуравновешенность, сильная возбудимость и другие патологические проявления у детей могут быть следствием сложившихся отрицательных черт их характера и устранятся при правильном воспитании. Самосознание подростков с депривацией зрения представляет собой ведущее психологическое образование, отражающее их особый внутренний мир и обусловливающее определенную готовность к взаимодействию с окружающими людьми и объективной реальностью. Подростки с депривацией зрения по сравнению с нормально видящими подростками обнаруживают более сформированную определенную готовность к трудным жизненным ситуациям, выражающуюся в принятии ответственности за происходящие события на себя, оказывающую непосредственное влияние на стиль поведения в этих ситуациях, а также определяющую успешность выхода из них. Нормально видящим подросткам свойственна менее выраженная внутренняя ответственность. Содержание самосознания подростков со зрительной депривацией отражает определенную направленность их личности, раскрывающуюся в фиксированности на своем внутреннем мире, ограничивающей возможность развития и осознания собственного социально-ролевого Я. Содержание ведущего фактора подростков с депривацией зрения отражает осознание ими собственного высокого потенциала, реализация которого очень разнообразна и происходит на всех уровнях взаимодействия. Список цитируемой литературы 1. Быкова Е.Б. Психология саморазвития детей со зрительной депривацией: Учебно- методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006 с.6, с33-36, с.49-50 2. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: Монография: СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2009 3. Генкина С.Г. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников с глубокими нарушениями зрения// Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 13-15 окт. 2003г.): в 2 ч., ч. 2 – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2003- с. 229-231-(Обучение, воспитание и специализация школьников с нарушенным зрением). 4. Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушенным зрением: Учебно – методическое пособие.- СПб.; КАРО,2008 5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений-2-ое изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2006



You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»