Профилактика переутомления у детей с ОВЗ
Щемелева Лариса Анатольевна
Воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели: Воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
1. Охрана и укрепление здоровья у детей с ОВЗ.
2. Снижение нервно-психического утомления.
3. Повышение уровня работоспособности и внимания на занятиях.
Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Для того, чтобы снять утомляемость, усталость у обучающихся с умеренной умственной отсталостью мною выполняются следующие действия:
1. Распределение нагрузки во время учебной и внеурочной деятельности. Для этого я учитываю и делаю:
- возрастные и познавательные особенности учеников;
- провожу обучение на оптимальном уровне трудности;
- применяю вариативность методов и форм обучения;
- занятия проходят при оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- использование наглядности;
- сочетание различных форм представления информации;
- формирование положительной мотивации к учебе;
2. Соблюдение благоприятного микроклимата в классе, в школе
3. Разнообразие типов взаимодействия с учениками
4. Соблюдение гигиенических требований: свежий воздух (проветривание помещения), чистота, поддержание оптимальной температуры воздуха в классе (18-22 градусов)
5. Проведение физ.минуток (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
6. Создание благоприятных эмоционально-психологических условий в течении всего учебного дня.
7. Поддерживание взаимодействия с родителями обучающихся. Непрерывность действия здорового образа жизни невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях- это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
8. Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, тренировка мелких мышц руки:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
•умение согласовывать движения и речь.
9. Релаксация - проводится во время или в конце занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы и т.п.
10. Поддержание правильной позы учащихся во время уроков и занятий. Осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту, а неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
11. Соблюдение мер профилактики простудных заболеваний.
• Дезинфекция рук
• Термометрия
• Выход в столовую по графику
• Обеззараживание воздуха с помощью рециркулятора.
Работоспособность является характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребенка к условиям регулярного посещения школы, обучению, внеурочным занятиям.
Во время деятельности ребенка на занятиях можно выделить определенные периоды:
1. Период вхождения в тот или иной вид деятельности (различный по своей длительности у разных детей).
2. Период оптимальной работоспособности.
3. Утомление или пресыщение каким либо видом деятельности.
Утомление или пресыщение может быть некомпенсируемым (в этом случае никакие мотивационные, игровые и прочие факторы не в состоянии вернуть работоспособность к более высокому уровню), а также компенсируемым (то есть возможность найти те факторы, которые могут вернуть ребенку определенный уровень работоспособности).
Чтобы помочь ребенку во время учебно-воспитательного процесса, надо снимать утомление различными способами, например:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеурочных занятий. Это гимнастика до занятий, ритмические упражнения и игры во время прогулки, массовые физкультурные мероприятия, танцы.
2. Спортивные игры. Для обучающихся с ОВЗ – это эмоциональный и любимый вид движений. В спортивных играх ученики не только закрепляют игровые навыки, но и обучаются судейским правилам, привыкают к условиям соревнований, учатся организовывать соревнования. Воспитатель должен приучать учеников к тому, чтобы спортивные, настольные игры они могли применять самостоятельно в свободное время, играть с родителями, родственниками и другими детьми дома и на прогулке.
3. Физкультминутки, паузы во время уроков.
4. Прогулки являются прекрасным средством для развития познавательных интересов учащихся, позволяют получить интересные сведения. Прогулки создают благоприятную почву для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, трудовых и волевых навыках, уважительного отношения к людям, а также к результатам их труда.
Поскольку для детей с ОВЗ двигательный режим является одной из форм реабилитации, то занятия физическими упражнениями должны быть разнообразными и качественными. Для ребенка сама большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как с людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью соревнований, особенно для детей с нарушениями в развитии.
Также, чтобы школьник не переутомлялся нужно обязательно соблюдать режим дня. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, а особенно для школьника с ОВЗ зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Когда ребенок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое и наоборот отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Родителям стоит помнить, что не следует заставлять ребенка делать что-либо через силу. Тот ребенок, чьи родители прислушиваются к желаниям и требованиям, развивается быстрее и имеет крепкие нервы и здоровую психику. Найти грань между воспитанием и не подавлением личности бывает не просто, однако, искренняя любовь и внимание к ребенку даст ключик взрослым к грамотному установлению распорядка дня.
Список использованной литературы:
1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» [Текст] /Л.А. Аметова// М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003
2. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение , 1991. 64 с.
3. В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. Гигиена детей и подростков: учебник М.:Медицина, 1988 г.
4. Княжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей" – Практическая психология
5. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, - 72.