Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья «Значение, методы, этапы работы по ознакомлению, детей с нарушением интеллекта, с трудом взрослых». Захарченкова Валентина Вячеславовна Воспитатель высшей категории. Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2». Санкт - Петербург E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Аннотация: Социальная адаптация воспитанников с нарушением интеллекта имеет очень большое значение, так как формирование у них трудовых умений и навыков способствует развитию их самостоятельности, помогает найти свое место в обществе, а ознакомление с трудом взрослых расширяет представление об окружающем, учит уважительному отношению к труду. Ключевые слова: трудовое воспитание, воспитанники с нарушением интеллекта. Всестороннее развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта не возможна без трудового обучения. Общественно-социальное значение труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. Важным направлением трудового обучения является ознакомление детей с трудом взрослых. Ознакомление с трудовой деятельностью, по словам Р.С. Буре [1], взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому, решать задачи по ознакомлению с трудом взрослых необходимо в разных формах: как на занятиях, так и вне их (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, через игровую деятельность). На основе классификации В.И. Логиновой [8] можно выделить две группы задач: 1. помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений. 2. развитие личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия. Задачами педагогов по ознакомлению детей с трудом взрослых, по мнению Л.И. Мишариной [9] являются: - Формирование представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья, приготовление пищи и т. д.), а также о труде взрослых не являющихся ближайшем окружением (продавец, шофер и пр.). Представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению). - Формировать знания о предметах бытовой техники, широко используемые дома (пылесос, мясорубка, стиральная машина и пр.); значимость их использования для ускорения, получения результата, улучшения качества, облегчения труда человека. -Формировать познавательные, речевые, игровые и трудовые умения. - Формировать характер общения со взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса. - Рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической модели. - Обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии; владеть соответствующим словарем, отвечать на вопросы: «Как ты узнал, что это няня (повар, продавец и т. д.?» [9 ] - Включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавать в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражать характер взаимоотношений людей. - Переносить знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность. - Формировать обобщенное представление о связи труда людей разных профессий - Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии - Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей; строить все результативные виды детской повседневной деятельности по модели трудовой: поставить цель: отобрать средства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценить результат. [9]. - Бережно относиться к результатам труда; научиться понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека. - Формировать интерес к миру взрослых и их труду, испытывать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему, желание научиться выполнять простейшие трудовые процессы, чтобы действенно помочь взрослым в повседневном труде. - Формировать чувство уважения и блаroдарности к близким и незнакомым людям, создающим свои трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. -Стремиться принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание. Методы ознакомления детей с трудом взрослых. В работе с обычными детьми взрослому довольно легко удается вызвать у детей желание трудиться. Это объясняется стремлением детей к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью, хотя и как, отмечает В.П. Кондрашов [7] наблюдается, несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него. Для детей с нарушением интеллекта, все выше перечисленные характеристики (неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли) более сильно выражены, а также детям с нарушением интеллекта не свойственно проявление активности и заинтересованности в познании окружающего. Поэтому необходимо постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса. Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован. При организации труда детей необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей. В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные, психологические особенности. 1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий 2 Наблюдения 3.Беседы, чтение художественной литературы 4 Совместная деятельность 5. Игра 1 – 2. Большое значение в воспитательной работе придается знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий. Согласно Д.Б. Эльконину [17], в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться. Согласно В.П. Кондрашову [7], целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает. 3. Наглядно - воспринятое, требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Особое место, среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. 4.Совместная деятельность - еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Вот некоторые виды работ, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями: 1). Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и загрязненные подоконники; дети приносят мелкие растения, вытирают нижние листья 2). Уборка игрушек, сервировка столов 3). Подготовка к занятиям. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей. 4). Уборка участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья, сбор семян и т.д. Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект. 5.Игра – это еще один метод ознакомления с трудом взрослых. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: врач, продавец, строитель. Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов, инсценировок. Этапы работы по ознакомлению с трудом взрослых. Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно. Первый этап - обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен. Второй этап - научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы (по Н.С.Пряжникову) [11]: 1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета. 2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность, в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом - получением нужного предмета. 3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку). Ознакомление с трудом взрослых в условиях учреждения начинается с организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как санитарка, воспитатель. Воспитатели подчеркивают значение этой работы: «Тетя Оля помыла пол, в группе стало красиво». Обращаем внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. Организуются экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр фильмов, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты. В дальнейшем ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер, учительница. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, экскурсии, подготовка альбомов и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых, педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ознакомлению с трудом взрослых у воспитанников с нарушением интеллекта Ознакомление с трудом взрослых ближайшего окружения Кто делает нашу жизнь лучше - ознакомление с профессиями людей на территории детского дома Труд людей за стенами детского дома. Третий этап - формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с нарушением интеллекта с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно. Вывод: Организация работы по ознакомлению с трудом взрослых, обеспечивает всестороннее развитие воспитанников с нарушением интеллекта, расширяет их представления об окружающем, помогают им обрести уверенность в своих силах, формирует жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает уважительное отношение к другим людям, бережное отношение к результатам труда других людей, ответственность и самостоятельность. Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности воспитанников. При ознакомлении воспитанников с нарушением интеллекта с трудом взрослых, как правило, используются наглядные методы, которые сочетаются со словесными методами (рассказы, беседы, чтение художественных произведений), что способствует формированию интереса к различным видам труда взрослых. Так же большое значение имеет тесная связь ознакомления с трудом взрослых и собственная деятельность воспитанников, а игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания. И только тогда наши воспитанники с нарушением интеллекта полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Список литературы 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. - 821 с. 2. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64. 3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с. 4. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. -- 1996. -- №6. - С. 12-15. 5. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. - 694 с. 6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников- М.: Просвещение, 1998. - 175 с. 7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с. 8. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63. 9. Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей. Л.: ЛГПИ им.Герцена, - 1999. - 274с. 10. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.. 11.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж, 1996. - 395с. 12. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325с. 13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. / С.Л.Рубинштейн. -- М.:Психология, 1989. -- Т.2 -- С.64--93. 14. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1997. - 96 с. 15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебн. Пособ. для ВУЗов. - М.: Академия. - 1997. - 336 с. 16. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69. 17. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -- М.: Воронеж, 1995. - 695с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»