Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриотическое воспитание на уроках
чтения и русского языка

 Куранова Наталья Александровна
«Общий толковый словарь русского языка» трактует слово патриот так: «Патриот - это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». А «патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства; является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества». С детства закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к Родине. Образование решает задачи развития, формирования личности. Большими потенциальными возможностями обладает литература. Работу надо начинать с самого малого: с приобщения учащихся к красоте слова, красоте природы. Обучающийся, может ценить прекрасное, дорожить настоящим. Приобщение детей к прекрасному помогут уроки литературы.  Это не только произведения А.С.Пушкина, Н.М.Рубцова, С.А.Есенина и др., но целые разделы описания картин родной природы.  Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ, осмысленное чтение наизусть стихотворений,  дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы. Формированию чувства патриотизма помогут книги, беседы о родине, чтение книг о мужестве и героизме. Взаимосвязь русской литературы с историей прослеживается на протяжении всей программы. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», По С.Алексееву Рассказы о войне 1812 года» — о героических страницах нашей истории. Примером храбрости наших предков, их верности Родине, защите её от врагов до последней капли крови  служит стихотворение Ю. Коринеца «У могилы неизвестного солдата». Представить реальные картины военной жизни, помогают произведения М.А.Шолохова «Судьба человека».  Произведения формируют представления о таких понятиях, как преданность Родине, храбрость, мужество, формируют бережное отношение к историческому прошлому России. Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью. Произведения направлены на формирование читательской  деятельности обучающихся, обеспечение коммуникативного подхода. Богатыми возможностями обладают произведения о Великой Отечественной войне. При изучении произведений военной тематики проводить нетрадиционные формы урока: уроки мужества, устный журнал, музыкально-литературные композиции. Они обладают большим эмоциональным воздействием. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд,  дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Не только на уроках чтения, но и русского языка ведётся работа по формированию патриотических чувств учащихся. Русский язык как учебный предмет несёт в себе высокую познавательную ценность.   Использование  текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материала, оказывается хорошей поддержкой при формировании чувств патриотизма. Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. 
Особое значение  на уроках  уделяют работе над языковым материалом:  находить художественно-выразительные средства, восхищаться метко сказанным словом, выразительностью речи.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями, составление собственных сочинений. Тексты с использованием краеведческого материала (из истории улиц, города, зданий) можно использовать для написания диктантов.
Воспитание патриотизма – это огромная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить. Вопрос о патриотизме актуален всегда,  без патриотизма  не может быть  духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в сфере истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»