Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Характеристика детей с умеренной и тяжелой
степенью умственной отсталости

Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга 
В современном мире существуют различные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Самой распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. В каждой из клинических классификаций описываются симптомы течения болезни, дифференцированные по месту, времени и степени выраженности нарушений в центральной нервной системе.
Более известная классификация умственной отсталости представлена МКБ-10. Ее преимущество состоит в распределении детей на степени, по количественной оценке уровня развития интеллекта:
  • легкая степень (F70) – при IQ в пределах 50-69 баллов;
  • умеренная степень (F71) – при IQ в пределах 35-49 баллов;
  • тяжелая степень (F72) – при IQ в пределах 20-34 баллов;
  • глубокая (F73) – при IQ ниже 20 баллов;
  • другая умственная отсталость (F78) – при выраженных сенсорных и соматических заболеваниях (слепота, глухонемота, тяжелые поведенческие расстройства, соматическая инвалидизация);
  • умственная отсталость неуточнённая (F 79).
Обучающиеся с легкой степенью, обладают удовлетворительным вниманием и памятью. Легко обучаются по программе коррекционной школы, но испытывает затруднения по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, конструированию. Общая и мелкая моторика нарушена незначительно, проявляется в замедленном выполнении заданий. Выпускаясь из школы, они незначительно отличаются от детей с нормативным развитием, успешно устраиваются на работу, заводят семью и друзей.
Обучающиеся с умеренной степенью характеризуются конкретными, непоследовательными познавательными процессами. Общаются односложными предложениями. Движения медленные, имеются нарушения координации и переключений на другое упражнение. Большинство нуждается в постоянном контроле и помощи при выполнении домашней работы. При правильном обучении могут овладеть навыками самообслуживания и научится элементарной работе.
Обучающиеся с тяжелой степенью характеризуются тяжелыми расстройствами всех психических функций. Речью овладевают на уровне простых слов и жестов. Имеют недоразвитие двигательной сферы, поэтому координация и моторика практически не развиты. Чаще всего присутствуют параличи и порезы. Ручными навыками практически не владеют. Нуждаются в постоянной помощи и обслуживанию.
Обучающиеся с глубокой степенью, имеют минимальное развитие сенсомоторики. Общение возможно только невербальными способами. Эти дети неподвижные и не могут контролировать свои физиологические отправления. Нуждаются в постоянном уходе.
М. С. Певзнер в своей классификации отметила структуры интеллектуального дефекта и иные расстройства, которые ухудшают умственную отсталость, нарушают познавательную деятельность и работоспособность. Она выделяет следующие формы:
1.         Неосложненная форма олигофрении. Характеризуется диффузным поражением головного мозга. У обучающихся с такой формой отсутствует психомоторная расторможенность, поэтому сохраняются психические возможности. Осваивают коррекционную программу, уравновешены, могут работать.
2.         Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Характеризуется наличием психомоторной расторможенности или заторможенность, что влечет за собой импульсивность, неуравновешенность, а также вялость и апатию. Имеют нарушения движения.
3.         Олигофрения с психопатоподобными формами поведения. Характеризуется недоразвитием личностных компонентов. Имеется двигательная расторможенность и утомляемость. Эти обучающиеся чаще всего ленивы и склоны к бродяжничеству.
4.         Олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов. Характеризуется очаговым поражением головного мозга. Специфичность нарушений зависит от поражения анализатора.
5.         Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Характеризуется нарушением целенаправленной деятельности. Они опасны и некритичны к себе и окружающим.
Для выявления особенностей нейродинамических сдвигов у обучающихся с умственной отсталостью используется клинико- физиологическая классификация (Д. Н. Исаев).
1.         Астеническая форма и ее варианты (дислалический, диспрактический, дисмнестический, основной, брадипсихический). Обучающиеся этой формы чаще всего эмоционально неустойчивые, вспыльчивые и плаксивые. Плохо развита мелкая моторика, долго учатся координировать движения пальцев рук.
2.         Дисфорическая форма. Обучающиеся этой формы характеризуются повышенной плаксивостью и чрезмерной подвижностью. Наблюдается двигательное беспокойство, непоседливость, суетливость.
3.         Атоническая форма и ее варианты (аспонтанно-апатический, акатизический, мориоподобный). У обучающихся этой формы выраженные нарушения внимания. Поведение не имеет конкретного плана – резко меняется активность (моторное беспокойство, нелепые поступки).
4.         Стеническая форма и ее варианты (уравновешенный, неуравновешенный). Обучающиеся отличаются равномерным недоразвитием всех систем. Часто недостаточно уравновешены и подвижны.
Все перечисленные специфические особенности психической деятельности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения головного мозга. Но, не смотря на устойчивых характер нарушений, при создании благоприятных условий для коррекционной работы и правильно организованного педагогического воздействия, можно наблюдать значительную динамику в развитии обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Развитие мелкой моторики влияет не только на учебную деятельность, но и имеет социально-бытовую направленность. Поэтому очень важно знать основные особенности формирования общей и мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
 
Список литературы:
  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1988. – 500 с.
  2. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Петровой. – М.: Наука, 1987. – 88 с.
  3. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
  4. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. – URL: www.mkb10.ru
  5. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. – М.: Наука, 1963. – 220 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»