Рабочая программа коррекционного курса
"Альтернативная коммуникация"
Задонская Ольга Геннадьевна
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: создание условий для целенаправленного формирования и развития способов коммуникации воспитанника в возможном для него диапазоне с использованием доступных альтернативных средств коммуникации.
Воспитательная цель – социальная адаптация обучающихся, проявляющаяся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Образовательные:
- формировать у детей потребность в общении с ближайшим окружением;
- обучать вступать во взаимодействие с помощью речевых и неречевых средств;
- овладение способами сопоставления объектов и действий с их жестовым, предметно-символьным и картинно-символьным обозначением.
- развивать коммуникативную функцию речи;
- создание благоприятного эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
- стимуляция и развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- коррекция психических процессов;
- обогащение словарного запаса в процессе занятий.
- воспитание интереса, мотивации к занятиям;
- воспитание навыков правильного поведения на занятиях;
- формировать эмоциональный отклик на общение со взрослыми и сверстниками
- -в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе социально значимых знаний;
- -в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
- -в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Место предмета в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).
Учебный план
Предметные области | Учебные предметы Класс |
Количество часов в неделю | Всего | ||||
I(доп) | I | II | III | IV | |||
I. Обязательная часть | |||||||
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 |
2. Математика | Математические представления | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
3. Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Человек | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | |
Домоводство | 3 | 3 | 6 | ||||
Окружающий социальный мир | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | |
4. Искусство | Музыка и движение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Изобразительная деятельность | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
5. Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
6. Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Итого | 20 | 20 | 20 | 22 | 22 | 104 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 20 | 20 | 20 | 22 | 22 | 104 | |
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
Коррекционные курсы | I(доп) | I | II | III | IV | Всего | |
Сенсорное развитие | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Предметно-практические действия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | |
Двигательное развитие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Альтернативная коммуникация | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Итого коррекционные курсы | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | |
Внеурочная деятельность | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 30 | |
Всего к финансированию | 36 | 36 | 36 | 38 | 38 | 184 |
Используемые технологии обучения:
- технологии развивающего обучения;
- коррекционно-развивающие;
- игровые;
- технологии личностно–ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие технологии.
Ведущей формой организации учебного процесса коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» и основной формой обучения является занятие. Занятия по альтернативной коммуникации являются подготовительными, предшествующими более глубокому и детальному изучению ряда предметов учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы.
1. Формы обучения (подгрупповое занятие, индивидуальное занятие):
- изучения нового материала;
- закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированное занятие;
- повторения и обобщения;
- игра;
- практическое занятие;
- элементарная учебная деятельность.
- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы формирования интереса к учению,
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
- словесные – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами);
- наглядные – показ, иллюстрация, демонстрация, с использованием ИКТ;
- практические методы – практические упражнения; упражнения с жестами (естественные и специальные жесты); упражнения с предметно-символьными и картинно-символьными материалами; упражнения с коммуникативной кнопкой, коммуникатором, планшетом; упражнения со словами и т. п.
- игровые: проигрывание различных ситуаций общения; дидактические игры; сюжетные игры с предметами; игры с образными игрушками; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации.
- метод «интенсивного взаимодействия» (Д. Хьюэтт) – способ коммуникации и более совместного «проживания», присутствия с людьми, находящимися на довербальной стадии развития.
- метод «сопровождающего обучения» – использование повседневных естественно возникающих ситуаций в процессе обучения, осуществляющегося с учетом личных интересов и потребностей ребенка (E.G. Carr);
- использование системы подкреплений (O.I. Lovaas);
Адаптированная речь:
- озвучивание предполагаемых намерения и чувств;
- язык, который приспособленный к предполагаемому речевому пониманию ребенка;
- медленное, четкое проговаривание короткими предложениями;
- паузы для возможности выразить ребенком свои мысли.
Поддержка высказывания: восприятие попыток высказывания как осознанных.
Предоставление возможности управлять процессом общения самому:
- гиперреагирование на малейшие коммуникативные попытки ученика;
- продолжение темы, которую начал ребенок.
- задавание вопросов по этой теме или дополнение ее другими аспектами.
- имитация своих коммуникативных партнеров;
- дополнительное выражение отдельных понятий выбранными методами коммуникации с опорой.
Используются следующие стратегии обучения коммуникации[1]:
«Наблюдай, жди, реагируй»; «Реагирование на привычное поведение»; «Исполнение желаний»; «Создание необходимости выбора»; «Что-то не так»; «Построй и нарушь цепочку»; «Прерывание действия»; «Чего-то не хватает».
В качестве средств альтернативной дополнительной коммуникации с доказанной эффективностью используются[2]:
Жестовый язык. Эффективен на всех уровнях экспрессии воспитанника. Позволяет оперативно реагировать на коммуникативные сигналы и сообщения воспитанника.
Коммуникативные доски[3]. Используются в режиме дня (календарь, расписание). Ограничения при выраженных двигательных нарушениях.
Коммуникативные альбомы / папки и планшеты / таблицы. Карточки-подсказки (визуальные инструкции). Используются в режиме дня и на занятиях в группе и со специалистами.
Социальные истории. Вводятся и усложняются по мере освоения ребенком альтернативных и дополнительных средств. Способствует расширению коммуникативного словаря, нормализации эмоционального состояния и поведения воспитанников, их социальной адаптации.
Коммуникаторы (коммуникативные устройства с синтезатором речи): коммуникативные кнопки на одно сообщение, GOTALK - 4+, GOTALK - 9+, GOTALK - 20+, говорящие коммуникативные альбомы, мультимедийное интерактивное оборудование.
Элементарными коммуникативными приспособлениями служат: календарь, «визуальное расписание» с ящиком (конвертом) выполненных дел; тематическая коммуникативная доска («доска выбора»), коммуникативная книга с полоской для составления предложения; фотоальбом, «Я — книга», «Книга моих предпочтений», «Коммуникативный паспорт ребенка», «Говорящая кнопка», коммуникатор «Go-Talk».
Примерный лексический минимум жестов и графических символов, список утверждений и просьб, используемых детьми на этапе двухсловной «комбинированной фразы» и техника их выполнения условны и заимствованы из дидактических разработок. Ребенок может применять собственные жестовые обозначения, понятные узкому кругу его собеседников и подлежащие документированию.
В процессе обучения необходимо соблюдать следующие требования и правила:
- сохранение правильной последовательности введения изучаемых символов;
- активизация соответствующего репертуара коммуникативного поведения параллельно с формированием понимания значений символов;
- соблюдение очередности действий взрослого и ребенка;
- актуализация сформированных коммуникативных навыков в ситуациях общения;
- реализация возможности немедленного применения изученных символов в случае необходимости;
- интерпретация любых коммуникативных сигналов со стороны ребенка как высказывания в диалоге, за которым следует комментарий взрослого;
- отношение к ребенку как к партнеру по коммуникации;
- изменение формы адресованных ему обращений (не приказы типа «Покажи яблоко», а вопросы типа «Где яблоко?»);
- создание ощущения необходимости в коммуникации путем привлечения высоко мотивирующих объектов,
- организация ближайшего окружения, активизирующего потребность и необходимость в коммуникации;
- включенность обучения в повседневную жизнь;
- избегание искусственно моделируемых, не мотивирующих ситуаций общения, формирование коммуникативных навыков в контексте режимных моментов;
- уважение потребностей и интересов ребенка; отклик на его случайные действия как если бы они были осознанными коммуникативными;
- вербальные и невербальные средства должны взаимодействовать, гармонично дополняя друг друга;
- обучение коммуникации не ограничивается овладением каким-либо одним средством общения, а предусматривает, одновременное предъявление предмета (картинки), жеста и слова;
- содержание первых графических символов, так же как при обычном усвоении речи, полисемантично (например «чашка» — это и сам предмет, и желание пить);
- смена ситуаций общения происходит путем использования различных стратегий обучения, смены коммуникативного партнера.
- наблюдение;
- выполнение задания с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом) или сопряженно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности, с активным привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
- деятельность по подражанию, по последовательной инструкции, по образцу, под контролем при постоянной помощи педагога, под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.
Формы текущего контроля успеваемости:
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
В конце четверти проводятся обобщающие уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация.
При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не аттестован). По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в таблицу и служат показателями динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития обучающегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг зоны актуального развития обучающихся необходим для построения и уточнения индивидуального маршрута коррекции, определения ЗБР.
В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- выполняет задание с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом);
- выполняет задание «рука в руке» совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности;
- выполняет под контролем при постоянной помощи педагога;
- выполняет под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм действий;
- выполняет самостоятельно.
«Альтернативная коммуникация»:
Личностные результаты
- элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной деятельности;
- формирование положительных стереотипов поведения;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на занятии.
- «читать» жесты;
- осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
- использовать систему знаков в социальном окружении;
- устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
- выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
- выбирать нужный предмет из серии предложенных;
- эмоционально реагировать на лицо взрослого, узнавать;
- различать тихую и громкую речь;
- слушать и узнавать разнообразные звуки.
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- умение ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения).
- умение пользоваться учебной мебелью;
- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ п\п |
Разделы | Содержание раздела |
1 | Невербальная коммуникация (39 часов) | |
|
Базовые коммуникативные функции | Привлечение внимания. Формировать умение привлекать к себе внимание взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями с целью начала взаимодействия. Принятие/согласие. Отклонение/несогласие. Формировать умение осуществлять принятие/отклонение действий взрослого в значении «Приятно»/«Неприятно». Учить доступным (социально приемлемым, дифференцированным в последующем) способам выражения принятия «Да» и отклонения «Нет». Просьба/требование. Формировать умение требовать повторения или продолжения, прекращения или завершения действий (занятия). Активизировать коммуникативные сигналы, свидетельствующие о желании ребенка продолжать выполнение приятных ему действий в значении «продолжать», «еще», «больше»; неприятных действий «больше не надо», «стоп». Активизировать коммуникативные сигналы «требования» присутствия разговаривающего и (или) жестикулирующего или напевающего песенку взрослого. Учить требовать, выражать потребность в услугах и помощи взрослого. Социальная ответная реакция на обращения собеседника. Вызывать интерес к общению с взрослым. Формировать понимание направленности реплик взрослого; отклик на свое имя, на запрет; предвосхищение действий взрослого в повторяющейся последовательности. Запрос информации. Формировать умение проявлять интерес к взрослому. Социоэмоциональные навыки. Выражение комфорта/дискомфорта. Выражение эмоциональных состояний. Формировать умение выражать радость, грусть, гнев. Навыки просоциального поведения. Диалоговые навыки: |
|
Внимание Слушание | Продолжать стимулировать интерес к частям собственного тела в рамках личностно-делового (ситуативного) общения с взрослым. Вызывать интерес к игрушкам и предметам в контексте предметного общения. Продолжать содействовать установлению и удержанию зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым; сосредоточению внимания на партнере по диалогу (например, прерывание активности, чтобы уступить взрослому, когда наступает его очередь). Содействовать зрительному сосредоточению на предметах и личных фотографиях (фотографиях членов семьи), узнаванию себя и близких на фотографии. Активизировать указывание взглядом, рукой, пальцем на людей, предметы. Учить распределять внимание между взрослым и предметом при передаче предмета от взрослого к ребенку и наоборот; между 2—3 предметами в составе календаря («распорядка дня», «визуального расписания»). Активизировать интерес к рассматриванию с взрослым фотоальбомов «Наш малыш», «Моя семья», «говорящего фотоальбома»; к звучащим игрушкам, слушанию потешек, стихов, песенок. |
|
Имитация Соблюдение очередности |
Содействовать подражанию эмоционально-тактильным, жестовым и вербальным способам взаимодействия с партнером по коммуникации. Учить подражать предметным (пить, умываться, рисовать, говорить по телефону и т. п.), соотносящим (доставать игрушку из мешочка, прятать ее в ладошку, закрывать коробочку крышкой, вставлять в прорези фигурки), орудийным и предметно-игровым действиям («Мишка топает по лесенке», «Покатаем зверюшек») взрослого; элементарным артикуляционным движениям. Формировать понимание очередности действий; умение соблюдать очередность; при выполнении действий со звучащими игрушками. Содействовать поочередному с взрослым выполнению какого-либо действия из собственного коммуникативного репертуара. Активизировать коммуникативные сигналы, свидетельствующие о соблюдении очередности в игре (ждет, пока взрослый совершит действие в свою очередь). |
|
Понимание Ответы на коммуникацию |
Формировать понимание значения тактильно воспринимаемых символов предметного календаря («распорядка дня», «визуального расписания»); последовательности из двух действий «сначала потом». Учить соотносить предмет-символ с той или иной деятельностью в режиме дня. Формировать понимание, что жест обозначает конкретный, знакомый предмет или действие и т.д. Содействовать пониманию значения указательного жеста взрослого. Учить доступному способу «указывания» на себя (личную фотографию), (фотографию) взрослого и предметы в ответ на вопрос: «Где …?». Содействовать пониманию поисковых вопросов в отношении как минимум пяти частей тела; поиску названных (показанных) взрослым частей собственного тела (в зеркальном отражении), тела сидящего напротив человека; на образной игрушке и их жестовому указанию по просьбе как минимум двух разных людей. Способствовать жестовому (словесному) обозначению близких взрослых, предметов, бытовых действий в ответ на вопросы «Кто (что) это?» и комментарии, например: «Кто к нам пришел? |
|
Применение коммуникативных навыков — Диалог | Удовлетворять потребность ребенка во внимании и ласке. Способствовать появлению потребности ребенка в сотрудничестве; формированию навыков поддержания и организации предметного общения с взрослым. Активизировать использование взгляда с целью выбора «собеседника» и вовлечения его в общение. |
|
Просьба/требование. | Формировать умение инициировать обращение, ориентированное на получение пищи, предмета (игрушки), большего количества пищи (игрушек) в виде приближений к взрослому, протягивания к предмету руки с раскрытой ладонью (жест «Дай!»), требовательного крика; протягивания к предмету руки с раскрытой ладонью (жест «Дай!») + требовательного крика и призывного взгляда. Формировать умение просить (требовать) желаемый предмет (игрушку), который находится на расстоянии вне пределов досягаемости ребенка; активизировать соответствующие коммуникативные сигналы (например, смотреть на взрослого или тянуться к игрушке, как бы призывая помочь достать ее). Формировать умение просить об оказании услуги тем или иным человеком (например, издавать громкие звуки возле лошадки-качалки до тех пор, пока взрослый не посадит на нее). Активизировать коммуникативные сигналы в надежде требования действий при реализации стратегии «Прерывание действия», требования отсутствующего предмета (игрушки) при реализации стратегии «Чего-то не хватает». |
|
Выбор. | Формировать умение осуществлять выявляемый взрослым выбор продуктов питания, игрушек, активности при реализации техники «партнерского сканирования» в ответ на словесное и (или) жестовое обращение: «Хочешь яблоко?», «Ты хочешь яблоко?», «Хочешь играть?» и т. п. |
|
3anpoc информации | Формировать умение спрашивать об объекте, человеке (например, брать предмет в руки и протягивать взрослому в ожидании ответа). |
2 | Вербальная коммуникация (15 часов) | |
|
Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы | |
|
Предоставление информации. | Формировать умение сообщать о случившемся за время отсутствия взрослого (что-то сломалось или упало); сообщать что-то, касающееся совместного занятия с взрослым (например, указывать на картинку «грузовик» и произносить «би-би» в значении «Посмотри на это!»); называть предметы (людей) в ответ на вопросы «Что это?», «Кто это?» (например, указывать на фотографию предмета или человека); определять принадлежность собственных вещей. |
|
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций с использованием вербальных и невербальных средств (14 часов) | |
|
Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунков/пиктограмм). Проигрывание ситуаций из реальной жизни |
|
Всего: 68 часов |
Литература:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 439
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Горудко, Т. В. Визуальное расписание как средство обучения дополнительной и альтернативной коммуникации лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, Специальное образование, 2009, № 6. С. 37—41.
- Горудко, Т. В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации: учеб.-метод. пособие / Т. В. Горудко; под ред. Н. Н. Баль. Минск: БГПУ, 2009
- Елисеева Е.Н., Рудакова Е.А., Истомина О.В.
- Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). / под ред. А.М. Царёва. Псков: ЦЛП, 2018
- Жигорева, М. В. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения / М. В. Жигорева // Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие / М. В. Жигорева. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
- Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда развития детей: Сборник материалов Межрегиональной научно практической конференции с международным участием. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – 132с.
- Рабэ, З. Коммуникация и развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / З. Рабэ // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под ред. С. Е. Гайдуке вич. Минск, 2007
- Смычек, А. Вспомогательные способы коммуникации обучение и развитие навыка / А. Смычек, Й. Швец // Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: учеб. пособие / М. Пишчек [и др.]; под ред. М. Пишчек; пер. с польск. СПб., 2006
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. М.:2007. – 288с.
- Царев A.M. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском центре лечебной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Зеркало
- Иллюстративный материал по лексическим темам
- Кукла дидактическая
- Кукла-голыш
- Муляжи фруктов и овощей
- Мыльные пузыри
- Набор «Посуда детская»
- Книги музыкальные
- Колокольчик
- Рамки вкладыши Монтессори
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
- http://www.twirpx.com - электронная библиотека;
- http://logopsi.ucoz.com - сайт «Логопедия. Дефектология. Психология»;
- http://ARASAAC.com – сайт с материалами для занятий и большим выбором средств АДК, коммун