Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорные игры в коррекционной
работе с особыми детьми

Хромченко Эльвира Кашафовна
 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания.
В  работе по сенсорному воспитанию детей  выделяется несколько разделов.
Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов и т.п.)
Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, шарики, разноцветные палочки, предметы разной формы и величины.
Развитие и коррекция тактильного восприятия.
Для развития тактильных ощущений ребенка хорошо применять легкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, нужно обязательно воспроизвести в продуктивной деятельности – слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов, при этом (при возможности) они должны пользоваться соответствующим словарем.
Развитие и коррекция слухового восприятия.
Для развития слухового восприятия, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать погремушки, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, металлофон), звучащие шарики, шумовые бутылочки.
Правильно подобранные  упражнения по развитию сенсорного восприятия позволяют ребенку адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц. 
 «Где звучит игрушка?»
Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Оборудование: бубен (или любой другой предмет, издающий звук)
Ход: взрослый показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает ля-ля-ля. Берет ребенка за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить ля-ля-ля., т.е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.
Игра повторяется с3 – 4 раза. Передвигаясь по кабинету и продолжая играть на бубне взрослый учит детей следить за движущимся источником звуком.
Аналогично игра проводится с другими звучащими предметами: погремушкой (тук-тук-тук), колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном (та-та-та).
«Где кукла?»
Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Оборудование: кукла.
Ход: взрослый показывает детям куклу и называет ее Маша.. Дети гладят куклу по голове и и проговаривают Маша, Маша. Взрослый дает детям возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по ковру приговаривая  Маша «топ-топ-топ». Дети должны следить за передвижением куклы. Взрослый внезапно прячет куклу, но так, чтобы она была видна детям и спрашивает: «Где Маша?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на колени и радостно говорит: «Вот Маша!».
Игра повторяется 2 – 3 раза. При этом кукла прячется в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т.п. 
«Прятки»
Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Оборудование: цветные платки на каждого.
Ход: дети сидят на стульчиках (коврике). Взрослый накрывает платочком голову одного из детей, пряча его от остальных. Обращается к детям: «Где Вова?» - «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!». Игра проводится с каждым ребенком 2 – 3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка снимать платок с головы самостоятельно. 
Понятие о форме
«Кубик - шарик»
Цель: учить детей фиксировать внимание на различных общих признаках формы. Знакомить с двумя простыми объемными формами: кубиком и шариком.
Оборудование: однотипные кубики и шарики, детский поднос.
Ход: Взрослый показывает ребенку шарик и говорит: «Это шарик». Слово шарик произносится несколько раз, побуждая ребенка к повторению. Дает ему шарик в руки и говорит: «На шарик!». Учит ощупывать шарик, катает его по ладошке ребенка или между ладошками, давая ощутить, что шарик круглый и приговаривает: «Шарик круглый, его можно катать». Предлагает ребенку положить шарик на поднос и покатать его. Помогает ребенку выполнить действие.
Игра повторяется 3-4 раза.
2 вариант
Взрослый показывает ребенку кубик, называет его: «Это кубик», - побуждая к повторению. Дает кубик в руки, обращает внимание ребенка на то. Что у него есть уголки, предлагает ощутить их руками; кубик катать нельзя, из кубиков можно строить. Взрослый берет еще 2 кубика и вместе с ребенком начинает строить башню. Затем толчком разрушает башню и убирает два кубика. На столе остаются кубик и шарик на подносе. Взрослый просит ребенка показать, где каждый предмет, сопровождая действия словами: «Вот шарик, вот кубик».
Игра повторяется 3 – 4 раза.
«Разложи правильно».
Цель: Фиксировать внимание детей на различии и тождестве. Вводить в активный словарь слова кубик и шарик.
«Подбери пару»
Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению.
Оборудование: геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и такие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).
Ход: в зависимости от того, какой  материал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеться, помоги собрать урожай и т. д.
Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (кубики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).
Ход: разложить на две кучки геометрические фигуры и предметы. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ребенок ее назовет) и взрослый просит его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, взрослый предлагает ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.
Тактильное восприятие
«Поймай котенка»
Цель: коррекция тактильного восприятия
Оборудование: мягкая игрушка котенок.
Ход: педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где котенок. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать целенаправленное тактильное восприятие формы.
Оборудование: различные по фактуре предметы, непрозрачный мешочек.
Ход: в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы»
Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Оборудование: куклы, платочки разной фактуры, мешочек.
Ход: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Цель: определение предметов по фактуре материала.
Оборудование: предметы разной фактуры.
Ход: ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Догадайся, что за предмет»
Цель: определение предметов по фактуре материала.
Оборудование: предметы разной фактуры.
Ход: на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Цель: определение предметов по фактуре материала.
Оборудование: пластинки, оклеенные бархатом, меловой бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ход: ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
Аналогично игру можно провести, предлагая детям разобрать семена (гороха, семечек, риса и т.п.) на группы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»