Использование таблиц Шульте в логопедической практике
Драчинская Татьяна Владимировна
Методическая разработка “Использование таблиц Шульте в логопедической практике” предназначена для улучшения навыков чтения, развития навыков языкового анализа и синтеза, развития внимания и памяти. Цель работы с таблицами: активизация высших психических функций детей.
Задачи:
• тренировка зрительного восприятия и внимания;
• развитие мышления;
• развитие скорости чтения и повышение его качества.
• развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.
• повышение мотивации к занятиям.
• предупреждение дискалькулии, отработка счета в прямом порядке, закрепление математической терминологии.
Использование таблиц Шульте для развития навыков чтения.
У многих детей страдает чтение, которое влияет на успешность обучения в школе. Чтение- это процесс понимания прочитанного, прежде всего. Но понимание сильно зависит и от скорости чтения. Оптимальной является скорость чтения, соответствующая темпу разговорной речи-примерно, 130-150 слов в минуту. Некоторые дети быстро набирают необходимую скорость чтения, а другим надо больше времени. Одной из причин медленного нарастания скорости чтения при обучении может быть недостаточный угол зрения. Как расширить охват зрения? Помочь могут таблицы Шульте. Таблицы представляют размещенные в хаотичном порядке числа и буквы, в центре таблицы-знак для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно пройти по ним. Встречаются таблицы и без обозначения центра, но тогда нужно об этом помнить и стараться фокусировать взгляд в центре таблицы.
Регулярная работа с таблицами поможет:
• расширить угол зрения;
• активировать развитие мозга;
• развивать быстроту реакции.
Таблицы Шульте давно используют для улучшения у детей навыков чтения. Тренируясь с таблицами, у детей прекрасно развивается память. При выполнении упражнений мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определенной очередности. В дальнейшем, при чтении, ребенок будет видеть уже больший фрагмент текста, начнет правильно прочитывать окончания слов за счет того, что будет видеть все слово целиком до момента прочтения. Это будет еще способствовать улучшению качества чтения.
Для расширения угла зрения полезно выполнить следующие упражнения:
1. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы.
2. Медленно опускайте взгляд вниз, строго по центральной линии.
3. Стремитесь просчитать цифры, находящиеся по сторонам, не переводя взгляда ни вправо, ни влево.
4. Проделывайте то же, поднимая взгляд вверх.
Упражнения с таблицами Шульте выполняются обязательно под контролем взрослого, который следит за правильностью называемых чисел и за движением глаз ребенка.
Регулярные занятия дают заметные увеличения скорости чтения, внимания, всех мыслительных процессов.
Методические принципы при работе с таблицами:
1) Постоянное усложнение материала.
2) Вариативность инструкций в зависимости от задач и сложности материала таблицы.
3) Возможность фиксации динамики результативности- выполнение упражнений на время.
4) Игровая форма занятий.
5) Регулярность использования таблиц.
Описание методики работы:
Начинать надо с самого простого. В нашем примере-это таблица с 15 клеточками, то есть 5х3. И повышаем сложность заданий, доходим до таблицы с 6х8.
Инструкция ребенку: рассмотри два таблицы. На левой расположены цифры в прямой последовательности, а на правой-буквы. Каждой цифре в левой таблице соответствует буква в правой, которая расположена в том же месте, что и цифра.
Задания выполняются на время, особенно если ребенок находится у логопеда не один, что создает игровую и соревновательную мотивацию.
Что важно, ребенок может самостоятельно отслеживать динамику своих успехов, что подкрепляет положительную мотивацию к обучению.
В работе по увеличению скорости чтения нужно развивать периферическое зрение обучающегося. Вначале учим ребенка концентрировать внимание на центре таблицы, то есть на среднем квадрате и стараться видеть все цифры и буквы одновременно. Инструкция может быть следующей: Смотри в центр таблицы, старайся не водить глазами и назови цифру, с которой начинается прочтение пословицы.
Описание иных возможностей работы с таблицами на логопедических занятиях.
Таблицы могут быть использованы для работ по развитию языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эти дети часто допускают ошибки в слитном написании слов и их разрывы, не дифференцируют приставки и предлоги, искажают структуру предложения. В игровой форме, возможно, на время, дети выписывают последовательно буквы, делят из на слова, формируют предложение.
Таблицы могут быть использованы и как перемена деятельности в середины занятия, как отдых, и как настрой на занятие. Если у ребенка нет желания работать, ему может быть предложено выбрать любую таблицу на его вкус и поработать с ней.
Таблицы могут быть использованы как передача закодированного послания от одного человека к другому. Например, “тебе пришло письмо, прочитай его”.
Таблицы могут быть использованы как домашнее задание ученику на логопедическом занятии.
При работе с таблицами Шульте – систематичность и регулярность. Их надо использовать на каждом занятии или дома-почти ежедневно.
Я в таблицах зашифровала пословицы и поговорки, доступные для понимания детей 8-12 лет, в том числе, доступные детям с задержками речевого развития и нарушениями интеллекта (таблицы с 1-16).