Особенности сенсорного развития
у детей с умственной отсталостью
Глазунова Ольга Сергеевна,
учитель-дефектолог ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
учитель-дефектолог ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проблема умственного развития и умственного воспитания была и остается одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда. Олигофрения (или умственная отсталость) - патология, которую невозможно вылечить, она проявляется при рождении и сопровождает ребенка всю его жизнь. Это особенность развития, с которой маленькому человеку предстоит научиться жить в мире, увы, не приспособленном к потребностям людей с ограниченными возможностями. И основная задача, которая стоит перед родителями, врачами и педагогами - максимально адаптировать такого ребенка в обществе. Под умственной отсталостью понимается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическими поражениями. В исследованиях С.Я. Рубинштейна отмечается, что умственная отсталость — это перенесенные органические повреждения ЦНС. После которых страдает не только интеллект, но и психические функции включая эмоции, поведение, физическое развитие. Психическое развитие умственно отсталых детей отличается несформированность высших психических функций, познавательной деятельности включая синтез, анализ, обобщение и др., замедленностью развития речи, незрелостью эмоциональной сферы. Характерное недоразвитие познавательных интересов и потребность в этом, отличает детей с УО от детей с нормой развития. Из-за слабой потребности в познавательных впечатлениях у детей с интеллектуальными нарушениями очень беден их жизненный опыт. Особенность сенсорного развития у детей с интеллектуальными нарушениями – это медленное зрительное восприятие объектов действительности. Для выполнения заданий им требуется больше времени, чем детям с нормой развития. Также у детей с УО страдают не точностью распознавания цвета и их оттенков, присущие окружающим объектам. Дети не обращают долгое внимание на цвет предметов, соотношение, и плохо запоминают названия. Основная причина нарушения цветоразличения является нарушение в познавательной деятельности, при этом отмечается низкая цветовая чувствительность так считает Т.Н. Головина. В исследованиях она отмечает, что в основном причина это, то, что в активном словаре нет названий цветов. Допустимо что дети замечают, но называют лишь тогда, когда он становится более насыщенным и запоминающим. В процессе конструирования по образцу страдает анализ взаимного расположения и разворот фигур, особенно разворот треугольной призмы. Большую трудность представляет для детей также проталкивание объемных геометрических форм в соответствующие прорези коробки. Примерно половина детей не переходит даже к уровню проб, не ориентируясь ни на какие свойства фигур, фактически совершал неадекватные действия (кладут фигуры плашмя, возят по коробке). В то же время есть дети, которые вычленяют форму и производят соотнесение по форме. В большинстве случаев им все же не удаются разворот фигур в воздухе и дифференциация близких форм: попарно смешиваются квадрат и шестигранник, с одной стороны, треугольник и полукруг - с другой. Их различение происходит только в практической деятельности. Большинство детей осуществляет выбор по форме и цвету из двух элементов; эти же дети не могут осуществить группировку по форме или по цвету ни плоскостных геометрических фигур, ни предметов. Это указывает на отсутствие у них элементарного обобщения. Еще хуже обстоит дело с предметной классификацией. Как правило, умственно отсталые дети в возрасте до 7 лет не могут самостоятельно вычленить принцип классификации. Когда умственно отсталым детям предлагается разложить предметы на две группы по какому-либо принципу (по форме, по цвету, по предметной отнесенности), дети даже при наличии образца часто складывают предметы в одну сторону. Иными словами, не принимается даже задача деления объектов на 2 группы. Умственно отсталые дети долгое время находятся на этапе манипулирования. Таким образом исследования ученых показали следующее: Первое на что, требуется обратить внимание в развитии сенсорных функций у детей с интеллектуальными нарушениями это то, что у них нарушено обобщение восприятия, темп восприятия в отличие от детей с нормой развития. Детям требуется намного больше времени и сил, для восприятия предлагаемого им объекта. Также же дети с трудом выделяют главную мысль, не понимая связи между персонажами или предметами. Отмечается и узость объема восприятия при изучении предметов, они усваивают только отдельные части в исследуемом предмете, не охватывая его целиком. Для детей с УО характерны трудности в восприятии времени, что существенно мешает им ориентироваться в окружающем мире. Дети путают левую и правую стороны и руки, теряются в помещениях, долго не понимают время, путаются в днях неделях, месяцах, времен года. Самое трудное это различение оттенков цветов. Если говорить в целом о восприятии детей с умственной отсталостью, то можно выделить ряд особенностей, которые мешают полноценно воспринимать и знакомиться с окружающим миром. Все эти особенности нужно учитывать при коррекционно - развивающей работе с детьми данной категории.
Список использованной литературы:
1. Гозова А.П. Психологическое изучение аномальных детей. // Дефектология. 1983. №6. - С.3-16.
2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1972. – 284с.
3. Каффеманас Р.Б.Исследование осязательного восприятия у аномальных детей разных категорий //Дефектология. 1991. №3. – Т.3.
4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
6. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001. – 184с.
Список использованной литературы:
1. Гозова А.П. Психологическое изучение аномальных детей. // Дефектология. 1983. №6. - С.3-16.
2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1972. – 284с.
3. Каффеманас Р.Б.Исследование осязательного восприятия у аномальных детей разных категорий //Дефектология. 1991. №3. – Т.3.
4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
6. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2001. – 184с.