Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекционная педагогика в системе наук о человеке

Старовойтова Людмила Ивановна 

Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно.
На факультетах педагогических вузов изучалась дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, особенностях их воспитания и обучения. Вместе с тем в современной педагогической практике существует немало случаев, когда дефект неярко выражен (т.е. имеющийся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией). В этом случае для устранения дефекта не нужны специальное медицинское лечение и активное вмешательство дефектологов, а необходима коррекция познавательных возможностей ребенка, изменение условий воспитания, исправление поведения и помощь в освоении нравственных норм. Таким образом, наряду с понятиями “дефектология”, “специальная педагогика и психология”, “лечебная и коррекционная педагогика” стало употребляться унифицированное понятие “коррекционная педагогика”. Коррекционная педагогика - наука, которая изучает образование и воспитание лиц с особенностями психофизического развития или отклонениями в поведении. В международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия “специальное образование” и “специальная педагогика”, что сообразуется с гуманистическим характером мировой системы образования. В США (в отличие от европейских стран) понятие “специальное образование” охватывает проблемы образования всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе и одаренных. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка с отклонениями в психофизическом развитии и (или) поведении. Предметом коррекционной педагогики выступает процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в психофизическом развитии и (или) поведении. Цель коррекционной педагогики - выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка. Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
1. Определить сущность, причины и условия появления отклонений в развитии и поведении детей.
2. Построить педагогические классификации лиц с отклонениями в развитии и поведении.
3. Исследовать и разработать педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития.
4. Разработать научные основы содержания образования, методы, приемы, средства, технологии специального образования.
5. Разработать коррекционно-педагогические, компенсаторные и реабилитационные программы образования лиц с особенностями психофизического развития. 
Основные понятия коррекционной педагогики
Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней существуют как общепедагогические категории и понятия (обучение, воспитание и развитие), так и специфические. К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся “коррекция”, “компенсация”, “реабилитация”, “адаптация”. Коррекция (лат. correctio - исправление) - система общепедагогических и специальных мер, направленных на преодоление недостатков развития и отклонений в поведении у детей. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, когда направлена на частичное исправление недостатка (коррекция речи, произношения отдельных звуков и др.), а также как составная часть учебновоспитательного процесса, когда направлена на изменение формирующейся личности ребенка. Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - это сложный процесс замещения нарушенных психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (например, при дефекте зрения усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речи усиливается роль кинестетических анализаторов). Адаптация школьная (лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. Процесс адаптации детей с отклонениями в развитии часто происходит более сложно, что приводит к школьной дезадаптации. Ее результатом являются неуспеваемость, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, сопротивление педагогическому воздействию, асоциальное поведение. Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Процесс реабилитации - сложное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую, психологическую и педагогическую реабилитацию. Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционнопедагогической деятельности. Термин “реабилитация” является производным от термина “абилитация”. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis - быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.
Предметные области современной коррекционной педагогики
Исторически предметные области коррекционной педагогики формировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались. Сегодня же - это относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие: - тифлопедагогика (наука об образовании лиц с нарушениями зрения); - сурдопедагогика (наука об образовании лиц с нарушениями слуха); - тифлосурдопедагогика (наука об образовании лиц с нарушениями зрения и слуха); - логопедия (наука о преодолении нарушений развития речи); - олигофренопедагогика (наука об образовании лиц с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями); - отрасль коррекционной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - отрасль коррекционной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В стадии становления находятся области коррекционной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. содержит историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам. Достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи и взрослых с ограниченными возможностями, ограниченной трудоспособностью еще нуждаются в научном исследовании.
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических дисциплин. Общая педагогика определяет цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Научный арсенал общей педагогики используется коррекционной педагогикой в соответствии с характером дефекта. Следовательно, необходимы знания основ психологии, которые раскрывают природу дефекта, причины отклонений в развитии и поведении. Коррекционная педагогика тесно связана с социальной педагогикой, которая исследует возможности общества, общественных и государственных организаций для развития и самореализации личности. Существует также тесная связь с философией. Кропотливая коррекционная работа, повседневное воздействие на дефект приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию. Также личность ребенка с отклонениями демонстрирует диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей. С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы. Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова 7 С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики являются педиатрия, детская психиатрия, неврология, невропатология, отрасли медицинских знаний, которые исследуют нарушения сенсорной сферы ребенка (офтальмология и отоларингология). Природа любого психобиологического и физического явления многогранна, поэтому проблемы преодоления психофизических нарушений требуют для своего решения взаимодействия многих наук.
Понятия “норма” и “аномалия” в развитии ребенка. Первичные и вторичные дефекты
Понятие “аномалия” в переводе с греческого означает отклонение от нормы, неправильность в развитии. Вопрос об аномалии может рассматриваться только в контексте знаний о норме. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакций (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и др. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных отличий. Одно из основных значений термина “норма” - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и может существенно меняться со временем
Физическое и (или) психическое нарушения – отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, т.к. в этом случае сохраняется возможность воспринимать звуковые или слуховые сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития. К основным категориям детей с особенностями психофизического развития относятся дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); дети с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети); дети с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); дети со сложным (смешанным) дефектом (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); дети с нарушениями опорнодвигательной системы; дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений. Электронный архив библиотеки МГУ имени А.А. Кулешова 8 Характер нарушения в сочетании с другими индивидуальными особенностями ребенка определяет специфику и эффективность его обучения и воспитания, меру преодоления дефекта. В 30-ые гг. Л.С.Выготским была разработана теория сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. В соответствии с этой теорией, дефект анализатора или интеллекта вызывает ряд отклонений, создает целостную сложную картину атипичного, аномального развития. В аномальном развитии ребенка выделяют первичные и вторичные дефекты. Первичные дефекты вызываются биологическими факторами, а вторичные возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Причем, выраженность вторичного дефекта определяется качеством и степенью первичного дефекта, временем его возникновения. Например, первичным дефектом может быть нарушение слухового восприятия (вызвано повреждением слухового анализатора и др.). Если глухота возникла до овладения речью, то появляется вторичный дефект – немота. Вторичные дефекты при определенных условиях воздействуют на первичные, усиливая или ослабляя их. Например, неполноценный слух влечет за собой нарушения речи (вторичный дефект). Но если специально не развивать устную речь ребенка (не преодолевать вторичный дефект), то ребенком не будут использоваться возможности остаточного слуха и, таким образом, первичный дефект слуха будет усиливаться. 1.6. Причины нарушений психофизического развития Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психофизического развития: эндогенные (генетические); экзогенные (факторы среды). К эндогенным причинам относятся: наследственные заболевания (например, миопатия – нарушение обмена веществ в мышечной ткани; аплазия – недоразвитие внутреннего уха); заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (например, трисомия 21-й хромосомы, которая вызывает синдром Дауна). Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии в различные периоды онтогенеза: - в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением; физические и психические травмы женщины во время беременности; инфекционные, вирусные заболевания, интоксикация (отравление) матери; конфликт по резус-фактору; токсикозы; недостаток питания матери во время беременности; внешнесредовые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и др.); - в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода). Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия); - в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть инфекционные и другие заболевания; различные травмы (черепно-мозговые, травмы анализаторов, конечностей и т.п.);
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальное образование – процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество. Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов). Содержание специального образования зависит от характера и степени выраженности нарушения развития, а также от возрастного периода, в котором находится растущий человек с особенностями психофизического развития. Содержание специального образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках. Учебные планы и программы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных стандартов специального образования. Образовательные стандарты специального образования определяют обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития, содержат требования к уровню подготовки учеников. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особенностями психофизического развития отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, филактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития, общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями и специфические, характерные только для какой-либо определенной категории. Для всех категорий лиц с особенностями психофизического развития характерны следующие проблемы: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением). Для преодоления этих недостатков вносят изменения в содержание общеобразовательных предметов. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с особенностями психофизического развития знания и представления об окружающем мире. Для преодоления последствий первичных нарушений развития в содержание специального образования включены специфические учебные предметы, которых нет в содержании обычного школьного образования. Например, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с нарушенным слухом предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи. К учебным планам и программам специального образования относятся: программы ранней комплексной помощи; программы коррекционных занятий; специальные учебные планы и программы для лиц с особенностями психофизического развития; индивидуальные учебные планы и программы для детей, для которых образование в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным, и возможности обучения ограничиваются получением знаний об окружающем мире, приобретением элементарных трудовых навыков. Специальные учебные планы включают коррекционный компонент, который предусматривает проведение коррекционных занятий, направленных на исправление и компенсацию физических и (или) психических нарушений.
                            Принципы специального образования
Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционнопедагогического процесса. Коррекционная педагогика опирается на общепедагогические принципы, которые приобретают закономерное своеобразие, и на специфические принципы. Н.М.Назарова рассматривает следующие специфические для коррекционной педагогики принципы. Принцип педагогического оптимизма заключается в определении каждого ребенка как способного к обучению. При этом под способностью к обучению не только и не столько освоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизнедеятельности. Принцип педагогического оптимизма предполагает иной взгляд на человека с особенностями психофизического развития. Это не ущербный, социально малоценный индивид, а социально полноценная личность, если общество создает для этого необходимые условия. Принцип ранней педагогической помощи указывает на необходимость, вопервых, раннего выявления отклонений в развитии, во-вторых, максимального сокращения разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает опору на здоровые силы ребенка, построение образовательного процесса с использованием сохранных функций, анализаторов и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Обеспечивается этот принцип современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса и др. Принцип социально-адаптирующей направленности образования определяет главное назначение коррекционно-педагогического процесса - подготовить человека с особенностями развития к самостоятельной жизни в обществе. Этот принцип обеспечивается содержанием стандартов специального образования, формами и средствами коррекционно-педагогического процесса, позволяющими прочно усвоить нормы социальной жизни, соответствующие навыки и привычки. Принцип развития мышления, речи и коммуникации указывает на необходимость организации специальной работы по развитию мышления, речи и умения общаться со всеми категориями лиц с отклонениями в развитии. Исследования указывают на то, что любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии этих процессов, столь важных для успешной социокультурной адаптации человека. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании предполагает использование предметно-практической деятельности в качестве средства коррекции и компенсации нарушенных психических функций. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особенностями психофизического развития становится доступным только в процессе собственной деятельности. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода предполагает учет как индивидуальных особенностей каждого ребенка (особенности ВНД, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивация, развитие эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфических особенностей, свойственных детям с данной категорией нарушения развития. Этот принцип реализуется за счет того, что учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса. Принцип необходимости специального педагогического руководства указывает, во-первых, на отличие педагогического руководства учебнопознавательной деятельностью ребенка с отклонением в развитии от руководства учебно-познавательной деятельностью обычного ребенка, во-вторых, на обязательность специального педагогического руководства вследствие затрудненности или невозможности самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с особенностями психофизического развития. А.Д.Гонеев к принципам специальной коррекционно-педагогической деятельности относит принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; деятельностный принцип коррекции; принцип комплексного использования методов и приемов коррекционнопедагогической деятельности; принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»