Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок-игра для 1-ых классов

Звуки гласные и согласные

Скопинцева Ольга Викторовна,
учитель-логопед ГБОУ
Гимназия 70 Санкт-Петербурга
Цели:
1. Развитие фонематических обобщений, в процессе упражнений по звуковому анализу/синтезу;
2. Формирование умения различать на слух и кинестетически гласные и согласные фонемы.
3. Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
4. Воспитание правильного речевого выдоха, силы голоса.
Оборудование: игрушка Незнайки, красная и синяя кегля, карточки с гласными, набор палочек (спичек)
Ход урока:
I. Оргмомент:
- Здравствуйте, дорогие ребята!
(Дети здороваются.)
- Ребята, вы уже начали учится, а вот Незнайка не пошел в школу, теперь он об этом очень жалеет. Незнайка очень хочет учится и поэтому попросился сегодня в школу. Ребята, вы не против, если он сегодня побудет на нашем уроке?
(Нет.)
- Давайте его тогда позовём.
(Дети хором зовут незнайку.)
Здравствуйте, первоклассники! Я рад, что вы меня пригласили на урок. А ещё я хочу узнать, почему есть звуки гласные и согласные. Вы мне поможете?
(Да.)
II. Развитие фонематических обобщений:
- Ребята, скажите, на какой звук начинается имя Незнайки?
[н’]
- А каким заканчивается?
[а]
- Какой из этих звуков гласный? А какой согласный?
- Правильно. А как вы узнали это? Объясните Незнайке.
(Гласные поются, а согласные нет.)
- Действительно, это так. Но я ведь могу и пропеть звук [з], однако он не гласный. Дело в том, что только гласные могут произноситься свободно, без преграды. А чтобы в этом убедиться, возьмите мизинец и поднесите ко рту. А теперь начнём произносить гласные и в этот момент направлять палет вовнутрь рта. Палец будет спокойно проходить, не испытывая преграды.
(Дети повторяют за логопедом, убеждаются в его правоте.)
- Ребята, а вот у Незнайки почему-то не всё получилось. Незнайка сказал, что, когда он пел «е, ё, ю, я», у него пальчик не проходил в рот. Почему же так получилось?
- Правильно. Дело в том, что у нас всего 6 гласных звуков [а-у-о, и-ы-э], а «е, ё, ю, я» это только буквы.
III. Развитие речевого выдоха:
- Давайте вместе с Незнайкой споём песню «В лесу родилась ёлочка», но вместо слов будем пропевать гласные. Какой гласный будет у меня на карточке, тот и поём.
(Логопед показывает карточки, а дети под мотив известной песни поют гласные)
IV.Развитие силы голоса:
– Молодцы. Нам с Незнайкой очень понравилась ваша оригинальная песня, а Незнайка, надеюсь, благодаря ей запомнил все 6 гласных звуков.
- Ребята, а вы знаете, что, благодаря этому свойству певучести, мы в лесу кречим не слова «Помогите! Спасите!», а только два гласных: «Ау-у-у!». Кстати, очень часто на твоё «Ау!» в лесу кто-то отвечает, правда немного тише – «Ау!». Кто это?
(Эхо.)
- Правильно, а теперь представьте, что вы моё эхо. Я буду громко произносить гласные, а вы будете их за мной повторять, но немного тише.
(Дети играют с логопедом.)
V. Развитие мелкой моторики, пространственного гнозиса:
- Ребята, а теперь Незнайка предлагает вам вот какую игру. Вы получили набор палочек. Сейчас Незнайка вам будет произносить слова, а вы будете из палочек выкладывать буквы, с которых начинаются эти слова.
(Дети выкладывают буквы, а логопед с игрушкой Незнайки проверяет работу)
- …, какие буквы у нас сейчас получились?
(А, И, У, Э, О)
- Какие за ними спрятались звуки? Гласные или согласные?
(Гласные.)
- А какого гласного звука мы не встретили в начале слова?
(Ы)
- Правильно. Но он часто бывает в конце слова, поэтому мы сейчас изменим игру: вы будете выкладывать последний звук слова.
(Дети выкладывают буквы по новым правилам.)
VI. Развитие фонематического анализа/синтеза:
- Ребята, а ведь гласные звуки отличаются от согласных не только тем, что они произносятся без преграды, они (в отличии от согласных) умеют образовывать слоги, поэтому есть прекрасное правило:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый из учеников.
(Дети хором повторяют)
- А сейчас мы посмотрим, как получаются слоги.
(Логопед вызывает двух детей, одному даёт синюю кеглю, другому – красную.)
- У … синяя кегля, он будет согласным звуком, а у … красная – он будет гласным звуком. А сейчас попробуем прочитать слоги, которые у нас получатся. И так, у тебя звук [с], а у тебя – [о]. Что получилось?
(СО)
- А теперь поменяем местами и получим…
(ОС)
- А теперь ещё дадим синюю кеглю … и поставим его впереди, получаем...
(СОС)
(Таким образом дети моделируют разные слоги)
VII. Подведение итогов:
- Увы, ребята, Незнайке уже надо торопиться к себе домой. Он очень рад тому, что побывал сегодня в школе на настоящем уроке. А давайте проверим, как Незнайка усвоил урок, что запомнил. Если Незнайка будет верно говорить, вы будете хлопать. А если ошибаться, то стучать ногами. Согласны?
(Да.)
- Я запомнил, что гласные звуки произносятся без преграды.
(Дети хлопают.)
- Гласные и согласные образуют слоги.
(Дети стучат. Нет, только гласные.)
- Гласных звуков всего 7.
(Дети стучат.)
и т.д.
- Я вижу, что вы, в отличии от незнайки, хорошо усвоили урок. Надеюсь, что и Незнайка в следующий раз будет таким же внимательным, как и вы.
(Незнайка прощается с детьми и логопедом.)
VIII. Оценка деятельности:– Ребята, вы молодцы. Я увидела, что вы не зря ходили в школу всё это время. Особенно меня порадовали … (называются имена отличившихся детей). Надеюсь, когда Незнайка придёт в гости в следующий раз, то … (имена детей) тоже хорошо себя покажут.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»