Конспект индивидуального занятия
Звуки -п- и -п'-
Кузнецова Анастасия Александровна
учитель-логопед ГБОУ Школа № 62
Выборгского района Санкт-Петербурга
Категория детей: дети с ТНР 2 класса. учитель-логопед ГБОУ Школа № 62
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель: учить различать звуки П и П'.
Задачи:
- коррекционно - обучающая: учить дифференцировать звуки П - П' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить грамматическому оформлению предложения;
- коррекционно – развивающая: развивать фонематический слух, пополнять и активизировать словарный запас; развивать память, внимание, мышление;
- коррекционно - воспитательная: воспитывать интерес, любознательность, выдержку.
Оборудование: изображения гномов (в синей одежде и зеленой одежде), картинки с изображением предметов на П и П', зеленый и синий карандаш, разрезные карточки со слогами, карточки с заданиями, тетрадь, ручка.
Ход занятия.
- Оргмомент.
- Здравствуй, посмотри, сегодня к тебе на занятие пришли необычные гости. Это гномы.Зеленый гном – любит слова, которые начинаются на мягкий согласный, а синий гном – слова, которые начинаются на твердый согласный.
Сообщение темы занятия.
- У тебя на столе лежат картинки с изображением разных предметов (палка, пират, пила, павлин, печка, попугай). Давай назовем, что нарисовано на карточках и определим первый звук в этих словах. Слова, которые начинаются на звук П, мы отдадим синему гному, а на звук П' – зеленому гному.
- Как ты уже догадался, мы сегодня будем учиться различать звуки П и П'.
Характеристика звуков.
Давай произнесем звук П – губы смыкаются, воздух встречает преграду, голосок не дрожит, звучит твердо - это звук согласный, глухой, твердый, а теперь произнесем звук П' – губы смыкаются, воздух встречает преграду, голосок не дрожит, звучит мягко - этот звук согласный, глухой, мягкий. На письме эти звуки обозначаются буквой П.
1.Основная часть.
Работа с изолированными звуками.
- Послушай звуки, когда услышишь звук П - хлопни в ладоши, звук П' - топни ногами, другие звуки - ничего не делай.
А, П, У, Щ, О, П', П, Э, З, П, И, П'
Работа со слогами.
- Гномы принесли тебе карточки с колокольчиками, разукрась колокольчики в правильный цвет и запиши слоги, которые получатся.
∆а _____∆о _____∆е _____∆ы _____
∆и _____∆у _____∆ю _____∆я _____
-Давай прочитаем слоги, которые у тебя получились.
Игра «Твердый – мягкий»
- Я тебе буду кидать мяч и называть слоги с твердым звуком П, а ты мне возвращать мяч и называть слоги с мягким звуком П'.
По-по – пё-пё
Па-па – пя-пя
Пу-пу – пю-пю
Пэ-пэ – пе-пе
Пы-пы – пи-пи
Работа со словами.
- Гномы принесли тебе карточки со слогами, из которых могут получиться слова. Попробуй соединить слоги (ребенку выдаются разрезные карточки со слогами)
Пи-рог, пе-нал, поч-ка, по-жар, пав-лин, пи-лот.
- Давай назовем слова, которые у тебя получились. Какой первый звук в этих словах? Запиши в тетрадь два слова на выбор: одно слово, которое начинается со звука П, второе слово, которое начинается со звука П'.
"Угадай слово".
-Вставь в слова букву П, и прочитай слова, которые у тебя получились._ИРОГ
_АРТА
_ЕНАЛ
_ИРАТ
_О_УГАЙ
_ОРТ
_АНАМА
_ИЛОТ
Физминутка.
Мы ногами топ- топ,
Мы руками хлоп- хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Работа с словосочетаниями.
- Подбери слова, чтобы получились верные выражения:
Ясная __________
Первый_________
Хитрый __________
Неуклюжий___________
(пингвин, погода, снег, пират)
- Слова со звуком П подчеркни синим карандашом, слова со звуком П' –зеленым.
Работа с предложениями.
- Составь из слов предложения.
Плыли, корабле, на, пираты.
Клетке, в, попугай, сидит.
Лежат, в, карандаши, и, пенале, ручки.
- Назови слова со звуком П (Ребенок называет).
- А теперь назови слова со звуком П' (Ребенок называет).
Заключительная часть.
- Давай поблагодарим наших гномов за то, что они принесли нам такие интересные задания.
Подведение итогов.
- Какие звуки мы сегодня изучали? Какой буквой они обозначаются на письме?
- Какие задания тебе понравились больше всего?