Коррекционная рабочая программа по русскому языку
Рамазанова Ирина Артуровна
Направление: коррекционное.Коррекционный курс: «Коррекция познавательной сферы,
помощь в освоении сложных тем: русский язык».
Вид программы: АООП обучающихся с УО (ИН В 8.1)
Класс: 9
Учитель: Рамазанова И. А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цель:
Коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико – аналитических навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнение пробелов в их знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря.
2. Описание курса.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с лёгкой умственной отсталостью для 5-9 классов под редакцией Воронковой В. В.
Направление внеурочной деятельности | Название курса внеурочной деятельности | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
Коррекционное | Коррекция познавательной сферы, помощь в освоении сложных тем: русский язык. | 34 | 1 |
3. Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
- способы группировки орфограмм по основным признакам;
- виды грамматических справочников, их назначение;
- определения основных орфографических и пунктуационных правил;
- обосновывать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
- дифференцировать части речи;
- целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
По развитию речи:
- строить текст – рассуждение:
- аргументировать свои высказывания;
- уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;
- выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
4.Материально-техническое обеспечение
Дидактические материалы по русскому языку:
-Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград, издательство Учитель,2007;
-Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Ростов-на-Дону, издательство Феникс,2020;
- Праведникова И.И. «Развитие орфографической зоркости».Ростов-на-Дону, изд.Феникс, 2019;
-Щербакова И.В, Фомина И.В. « Русский язык: развитие устной речи, коррекция письма, инновационные подходы», Волгоград: Учитель, 2009;
-Суслова О.В., Малым М.В. «Дисграфия. Учусь различать буквы», Ростов-на-Дону, издательство Феникс,2019;
-Пивоварова Е.В., Колганова В.С. «Нейропсихологические занятия с детьми», Москва:Айрис-пресс,2020;
-Соболева А.Е. «Пишем без ошибок. Нейропсихологический тренажер», Москва: Эксмодетсво,2019;
-Холодова О.А., Мищенкова Л.В. «Комплексные работы по текстам», Москва: РОСТ,2012.
Материально-технические средства:
- наборы предметных картинок;
- наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
- различные виды словарей;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ
- Мультимедийная установка.
- Компьютер.
- Колонки.
- Принтер.
- http://www.gramota.ru
- http://www.mediahouse.ru/
- http://www.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://nsc.1september.ru
- http://gramma.ru/
- http://rusgram.narod.ru
- http://www.ruscorpora.ru
- http://www.ropryal.ru
- http://www.slovari.ru
- http://www.ruscenter.ru
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/
Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно–практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы, требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
3.Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением.
Календарно-тематическое планирование 9 класс.
Лист коррекции
№ | Число | Тема урока | Причина изменений | |