Игровые технологии в обучении детей
с интеллектуальным недоразвитием
Загребайло Татьяна Николаевна
Главная проблема в обучении детей с умственной отсталостью является организация обучения таким образом, чтобы детям было интересно, и при этом они активно работали. А чтобы процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать новые современные технологии. Одной из таких технологий является игра, которую я систематически применяю на уроках, на разных его этапах.Главный принцип в работе с детьми с умственной отсталостью – её практическая направленность. И обучение, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей. Поэтому в своей педагогической деятельности использую физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические игровые технологии.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игровая технология — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью игровые действия без специального обучения не возникают. Действуя с игрушкой, ребёнок совершает простейшие однообразные манипуляции, которые не имеют игрового содержания.
У ребёнка оказываются несформированными:
- потребностно-мотивационный компонент игры, то есть он не обнаруживает потребности в игре. Даже будучи включенным в игру он не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра прекращается.
- целевой компонент, поэтому действия ребёнка не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Действия с игрушками производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических.
Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними действовать.
Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик - мыло, стул - мотоцикл, лошадка и т.п. Неумение детей использовать предметы-заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий.
Характерным для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является и то, что они предпочитают играть со знакомыми игрушками, производя действия, которыми уже овладели. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя, например, с куклой, относясь к ней, как к живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Она приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Наиболее важной игровой деятельностью в развитии личности ребёнка являются предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры. Игра выполняет ряд функций: функция социализации, функция коммуникации, диагностическая функция, терапевтическая функция, развлекающая функция, функция коррекции. При реализации функции социализации и коммуникации игра является сильнейшим средством включения ребёнка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры, позволяет обучающимся войти в контекст сложных человеческих коммуникаций. Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения. Игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, в процессе игры дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Такие игры оказывают большое влияние на развитие мышления, внимания, творческого воображения детей.
Для того чтобы организовать игру, стать активным участником игровых действий и отношений, ребёнку необходимо овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, научиться выполнять определённые действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли. У детей с тяжелой умственной отсталостью проявляется характерная для всех умственно отсталых склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них формируется. На своих занятиях учу детей использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей (кубик - мыло, стол, стул и. т. д., стул-мотоцикл, лошадка и. т. п., палочка-градусник, расческа). Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.
Необходимо отметить, что важное место в игре занимает речь, которая всегда сопровождает игру, и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Огромную трудность в обучении вызывают дети с грубым нарушением речи и неговорящие, которые составляют основную часть моего класса. Существующее множество форм альтернативной коммуникации облегчает таким детям общение. Наряду с использованием жестикуляционных, мимических методов широко применяю во время учебного процесса такие разнообразные средства коммуникации, как фотографии, картинки, символы. Моя роль, как педагога, заключается в поиске подходящего способа общения с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, учитывая их психофизические и индивидуальные особенности, для этого в начале учебного года я провожу диагностику детей. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, простейшие тестовые задания, мультимедийные презентации. В ходе диагностики сделала вывод, что, дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью характеризуются разнообразием нарушений и неравномерностью развития психических функций. У таких детей игровая деятельность, как ведущая деятельность не возникает спонтанно, без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками.
Поэтому часто свои уроки и занятия провожу в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, применяю сюжетные картинки, математические пазлы, задания в стихах. Для более успешного усвоения учебного материала ввожу в учебный процесс следующие виды игр : игры – упражнения, игры путешествия, сюжетно – ролевые. Строя обучение на основе игровой деятельности, использую такой приём как театрализованные игры, игры-импровизации ("Мишки в лесу", "Зайчики на полянке", "Кошка и котята" и др.). При применении на уроках игр-драматизаций наряду с задачами по формированию игровых действий ставлю задачу на развитие речевых и коммуникативных умений ( осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом при помощи речевых и неречевых средств: мимики, жеста, пиктограммы и т. п.) При этом словарь детей обогащается простейшими выражениями. С интересом обучающиеся участвовали в играх-драматизациях "Теремок", "Колобок" и др. Важным элементом, без которого невозможно проведение игры, является игровое действие. А так как дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью самостоятельно им не овладевают, использую такие приёмы, как совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение действий по подражанию, по демонстрации образца действий, словесной инструкции. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. На сегодняшний день, в эпоху развития игровых технологий, на прилавках магазинов появляется все больше разнообразных развивающих игр и занятий для детей. Это специальные тренажеры для развития внимания, поющие и говорящие игрушки, компьютерные программы для обучения рисованию и многое другое. Большое значение в процессе обучения имеет создание высокого эмоционального фона, исключение упрёков и нравоучения в адрес ребёнка для того, чтобы обучающийся мог чувствовать себя уверенно и комфортно. Ожидаемым результатом обучения явилось адекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с заданием. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что в основе обучения и воспитания детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью игровые технологии неотъемлемый метод взаимодействия учителя и ученика. Применение мною на практике «Игровой технологии», а так же технических средств помогают в обеспечении эффективного процесса обучения.
Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к учебе, и внеклассной деятельности. Она учит стремиться к победе, быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, появляется интерес ко всему процессу обучения и воспитания. Как показала практика, положительная динамика наблюдается только при систематическом использовании игровых технологий на занятиях с детьми, если это не использовать, то значительно снижается эффективность коррекционного воздействия и уровень познавательной активности у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Литература
1. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2001.
2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Москва, "ВЛАДОС", 2007.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросы психологии-1990.-№6.
4. Грабенко Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. -Спб. : Детство-пресс, 2004,
5. Гаврилушкина. Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение»1985.
6. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья Соколовой «Особенности игровых действий».
7. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.
8. «Коррекционное обучение как основа личности развития аномального дошкольника» Москва 1989. Статья Соколовой.
9. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Марковой Т. А. Москва «Просвещение»1982.
10. «Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта». Статья Соколовой Москва 1984.
11. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986.
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.
13. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
14. Эльконин «Психология игры»