Конспект урока в 9 классе по русскому языку
Закрепление знаний о глаголе
Рамазанова Ирина Артуровна
Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
- Развивать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.
- Развивать и обогащать устную и письменную речь.
- Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти, внимания.
- Корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
- Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению необходимыми навыками: самостоятельной учебной деятельности, воспитанию самокритичности, чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.
- Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, учебник «Русский язык» 9 класс специального (коррекционного) образовательного учреждения 8вида, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, М.Просвещение2006г.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать всех вас сегодня на уроке русского языка.
Проверьте свою готовность к уроку, все ли принадлежности на месте.
II. Проверка домашнего задания.
Устная проверка домашнего задания.
Задание: списать, вставить пропущенные гласные в безударные личные окончания глаголов, определить спряжение глаголов.
пляш..ет,- 1, вспаш..ет,-1,затоп..ит, заготов..ит, закуп..ит,-2, облуп..ит-2
-Прочитайте глаголы и объясните правописание.
-Молодцы! Все хорошо справились с домашним заданием.
III. Сообщение темы и целей урока.
Прослушайте стихотворение и скажите, над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
-О какой части речи говорится в стихотворении? (О глаголе)
-Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? Над глаголом
-Тема нашего урока «Закрепление знаний о глаголе»
-Сегодня на уроке мы повторим и закрепим все, что изучили о глаголе. Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.
IV. Актуализация знаний.
-Что такое глагол? (Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
-Для чего нужны в речи глаголы? (Глаголы делают речь ясной, красочной и понятной).
- Чем является глаголы в предложении? (Сказуемым).
-Как изменяются глаголы? (По временам, лицам, числам и по родам в прошедшем времени).
-Какие времена глаголов мы знаем? (Настоящее время, прошедшее время, будущее время).
-Какая часть речи помогает нам определить лицо глагола? (Местоимение)
-Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? (Настоящего и будущего времени)
-Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение)
- Какие спряжения глаголов вы знаете? ( I,II спр.).
- Молодцы!
-Вы неплохо усвоили полученные знания на предыдущих уроках, а значит и сегодня, вы не будете испытывать больших трудностей.
V. Основная часть.
1.Работа в тетрадях.
-Запишем сегодняшнее число.
ат, ет, ете, ите, ем, ут, ют, ят, им, ешь, ит, ишь. (Запись на доске)
-Внимательно посмотрите на сочетание букв на доске. Скажите, пожалуйста, ребята, что это вам напоминает? (Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения).
- Запишите окончания глаголов I спряжения в первый столбик, а II спряжения во второй.
I спряжение | II спряжение |
-ешь | -ишь |
-ет | -ит |
-ем | -им |
-ете | -ите |
-ут | -ат |
-ют | -ят |
2.Словарная работа.
-Повторим орфограммы, которые изучали на предыдущих уроках русского языка.
Игра «А где же гласные?».
- Ребята, на доске записаны слова, в словах пропущены все гласные буквы, восстановите слова. Запишите слова в столбик. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Пссжр, стлц, клнн, нстрмнт, грзнт.
Что у вас получилось? (Пассажир, столица, колонна, инструмент, горизонт.)
- Молодцы!
3.Обобщение и систематизация знаний.
Образовать глаголы, указать спряжение.
-Подберите действия, которые выполняет каждый из этих предметов, определите спряжение.
-Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение).
-Как пишем ударные окончания глаголов? (Так как слышим)
-Как пишем безударные окончания глаголов? (Безударные окончания глаголов проверяем).
-Как проверить безударные личные окончания глаголов? (Ставим глагол в неопр.ф. Если глагол оканчивается на –ить – это 2 спр. пишу - букву и, все остальные глаголы 1 спр., пишу е).
Работа у доски
Человек – болеет (1спр.), стенографист – печатает (1спр.), портной – шьёт (1спр.),
зверь – воет (1спр.), самолет – летит (2спр.).
-В каком времени мы записали глаголы? (в настоящем вр.)
Работа с пословицами
Игра «Собери пословицы».
– К началу пословицы, найти концовку. Устно.
Без труда не | дружит. |
С ложью правда не | вытащишь рыбку из пруда. |
Кто не работает, тот не | Делает. |
Лень добра не | ест. |
Работа над смыслом одной из пословиц.
-Объясните смысл первой пословицы. (Чтобы получить результат нужно приложить усилия).
- Перечислите глаголы, которые встречаются в данных пословицах (ответы с места).
-Запишите одну из понравившихся пословиц? Подчеркните глагол.
6.Физминутка
VI. Закрепление.
1.Работа по карточкам.
Работа в парах
-А сейчас вспомните, как изменяются глаголы? (Временам, лицам, числам, родам в прошедшем времени).
Приходить п.в., ед.ч., ж.р. приходила
встречать п.в., мн.ч. встречали
петь н.в., 1 л., ед.ч. пою
беседовать н.в., 2 л., мн.ч. беседуете
звонить б.в., 3 л., мн.ч. звонят
темнеть н.в., 3 л., ед.ч. темнеет
-Посоветуйте в парах и запишите глаголы в указанных грамматических категориях.
-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
Проверка по цепочке.
4.Домашнее задание.
Карточки (Разбор домашнего задания)
VII. Итог урока.
-Над какой частью речи работали на уроке?
-Для чего в речи служат глаголы?
-Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
-Какие задания были трудными?
Рефлексия
VIII. Выставление оценок.