Развитие потенциальных способностей обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития) на занятиях ГПД
Воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561
Санкт-Петербурга
Данный урок посвящен анализу личности, характера и их влиянию на повседневную жизнь ребёнка. На этом занятии ГПД мы изучаем различные стереотипы поведения ребёнка, учим анализировать собственные поступки, примирить свои желания и мечты с личными и социальными обязанностями.
Цели урока
Создать благоприятные условия для личностного развития детей, с учетом их запросов, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей, способствовать формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
Задачи урока
Научить ребенка легко и непринужденно изучать окружающий мир, людей; сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия, ответственное отношение к своим словам, ценить данные обещания.
Научить ребенка изучить самого себя, научить детей строить свои отношения с окружающими на основе доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи, научить сознательно относится к учёбе
Ожидаемые результаты
Приобретение детьми навыков:1) общения 2) уважительного отношения друг к другу 3) анализировать свои действия, самоконтроля, самоуправления 4) самооценки и творческого мышления 5) идентифицировать свои и чужие поступки, действия; анализировав ситуацию делать соответствующие, объективные выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Этап постановки целей и задач урока.
Воспитатель: Дорогие ребята! Я не смогу влиять на множество факторов, которые делают нахождение каждого из вас на продлёнке менее проблемной. Мы вместе с вами, можем заботиться о вашей ресурсности. Сегодня нам предстоит виртуальное путешествие в чудесную страну, которая называется: «Мой любимый, «разумный», «неразумный», «расчудесный» – Я». В этой стране чудес вы сможете:
1) по- новому заглянуть в свои желания: «хочу», «не хочу», «всё равно»,
2) анализировать все ваши «разумные», «неразумные», «расчудесные» поступки,
3) узнаете почему так бывает,
4) как быть организованным, дисциплинированным, собранным, аккуратным, доброжелательным, быть гордостью своих родителей, своего класса, своей школы, своей Родины. Если, всем, всё - ясно, путь, дорогу!
3. Изучение нового материала
- Познакомить обучающихся с основными понятиями
- Познакомить обучающихся с ЭГО-состояниями.
Воспитатель: знаете ребята, что каждый тип состояний по-своему жизненно важен для людей, именно для всех вас. Почему? А потому, что ЭГО - Ребенок – это источник всех радостных ваших состояний, интуиции, творчества, побуждений…А еще: состояние ЭГО - Родитель помогает вам сберечь массу времени и энергии, потому что ваши реакции, вы сами того не замечая, стали автоматическими. Ребята, если понаблюдать и анализировать, можно узнать, что ЭГО - Взрослый контролирует действия ЭГО - Родителя и ЭГО - Ребенка, является посредником между ними.
- Практическая часть: ролевые игры по желанию.
Обучающиеся получают задания и играют выбранные роли.
- Задание № 1: опиши своё поведение с 13-30 до 14-00, с 14:00 до 16:00, анализируй, выводы, пожелания, обещания
- Задание № 2: опиши свой самый радостный день, письменный анализ: твоё восприятие, выводы, пожелания, обещания
- Для чего же нужны знания? (знания способны преобразовать силу человека в значительно большую силу.
- Когда «каждый человек будет «в порядке»? (когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность»)
- Как устроен наш внутренний мир? (ЭГО Ребёнка, ЭГО Родителя, ЭГО Взрослого)
- Какие признаки нашего ЭГО состояния?
- Почему я- «такой хороший?» («хорошая»)
- Почему у меня много друзей?
- Какой я-на самом деле?
- Мои самые лучшие черты характера?
- Как примирить свои желания и обязанности?
- По вашему мнению: как мы можем использовать эти знания для преодоления трудностей в учебе, в решении трудных задач, в общении со сверстниками, с родителями…
5. Рефлексия
Ребята! Придумайте одну позитивную, успокаивающую, оптимистическую фразу. Выбираем цветные карточки, рассказываем о своих фантазиях.