Применение здоровьесберегающих технологий
в коррекционно-развивающей работе с детьми
с интеллектуальными нарушениями
Асеева Диана Александровна
Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества.
В.А. Сухомлинский
Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка — … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества.
В.А. Сухомлинский
Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии — это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
— не навреди!
— принцип непрерывности;
-соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.
Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:
-интенсификация процесса обучения,
-перегрузка учащихся, снижение двигательной активности,
-отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
-несформированность навыков ЗОЖ, отсутствие ценностного отношения к здоровью;
-«плохая» экология.
Дети с интеллектуальными нарушениями, с которыми я работаю, имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Поэтому первым и самым главным направлением работы педагога является защита, сохранение и развитие здоровья ученика.
Цель и задачи здоровьесберегающей технологии реализую через применение её разнообразных видов:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).
В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Динамические паузы – включают в себя физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые провожу во время занятий.
Пальчиковая гимнастика. Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Провожу на уроках в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия зрительной нагрузки. Очень важно создать при этом благоприятную, спокойную атмосферу и заинтересовать ребёнка происходящим действием.
Подвижные и спортивные игры провожу как часть физкультурного занятия. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей и их психофизическими особенностями.
Релаксация направлена на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика.
Приучаю самостоятельно и с удовольствием двигаться. Комплекс составляю так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включаю упражнения на дыхание.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения.
Циклы занятий направлены на формирование представлений детей о здоровом образе жизни. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
массаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры, массажеры с горохом, фасолью. Проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Активный отдых –это физкультурный досуг, походы, прогулки, спортивно-оздоровительные праздники, спортивные эстафеты, военно-спортивный турнир.
- Коррекционно-развивающие технологии.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов.
Психогимнастика (мимика и пантомимика). Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Сказкотерапия. Использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо вместе с ребенком.
Арт-терапия. Арт-терапия – позволяет коррегировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.
Заключение.
Применение вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-снижению уровня заболеваемости, перегрузки учащихся, повышению работоспособности, активности учащихся на уроке, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики;
-формированию осознанного отношения к своему здоровью, устойчивого представления о здоровье, ЗОЖ, факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье;
-повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Используемая литература и интернет ресурсы.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.;
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2013.;
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.;
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство - Пресс, 2007.;
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. Москва: Эксмо, 2016.;
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz zhizni/2014/10/09/;
- Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб.: ЛЕМА, 2015.;
- Обучение детей с ТМНР . Материалы международной практической конференции 27-29 ноября 2013года / Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой-СПб., 2014.