Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рамазанова Наида Артуровна
Направление: социальное
Коррекционный курс:
«Дефектологические занятия»
Вид программы: АООП для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Класс: 7«а».

Пояснительная записка
Цель курса с учетом специфики реализации плана внеурочной деятельности.  
«Дефектологические занятия» -коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий, коррекция и развитие психических процессов.
  1. Описание курса в плане внеурочной деятельности.
 
Направление внеурочной деятельности
 
Название курса внеурочной деятельности
 
Кол-во часов в год Кол-во часов в неделю
Социальное «Дефектологическое занятие»       34       1
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.
При переходе на дистанционный формат обучения, предусмотрена реализация тем с учетом всех возможных форм дистанционно-образовательных технологий.
  1. Планируемые результаты освоения курса.  
Личностные результаты:
- возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- пользоваться учебной мебелью;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
- принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать своюдеятельность с учётом выявленных недочётов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.
Предметные результаты:
- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
- улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
  • способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план  и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
  • способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
  • способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, и т.п.);
  • способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;
  • возможность приходить к умозаключению и обосновывать его;
  • возможность отображения графических знаков;
  • способность к вербализации своих действий;
  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в умственном плане.
  1. Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего курса «Дефектологические занятия» включает:
  • учебно-практическое оборудование: материалы:
  • печатные пособия;
  • дидактический раздаточный материал: карточки-задания;
  • технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.  
Электронных образовательных ресурсов: Содержание программы
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. 
 
Содержание
 Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.
Развитие памяти
Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий.
Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Календарно-тематическое планирование

п/п
Название раздела Дата
план
  Дата
   корр.
Тема занятий Содержание видов деятельности
1. Развитие аналитико-синтетической сферы.     ПДД осенью. Игра «Дорожная азбука». Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года, представлений о транспорте и правилах дорожного движения. Расширение кругозора, развитие речи, социально-бытовая ориентировка.
2.       «Четыре действия математики». Счетные операции в пределах 1000000. Формирование математических навыков, усвоение учащимися натурального ряда чисел, их чтение и запись, написание. Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений.
3.       «Как возникли единицы измерения». Формирование знаний об величинах и единицах их измерения. Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций.
4.       Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Совершенствование воображения. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
5.       Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
6.       Логически – поисковые задания. Ребусы Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов.
7.       Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
8.       Тренируем внимание. Игра «Лабиринт». Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
9. Развитие внимания     Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
10.       Конкурс эрудитов. Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия.
11.       Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Закрепление знаний о геометрических формах. Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать.
12.       «Запутанные дорожки».
Правило перестановки слагаемых и множителей.
Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.
13.       Совершенствование воображения. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия. Развитие памяти, развитие мыслительных операций.
14.       Тренировка зрительной памяти. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. Формирование знаний о геометрических фигурах, умение пользоваться линейкой и карандашом. Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия.
15. Развитие воображения.
 
    «Что такое дружба. Кто мой лучший друг». Формирование умения различать поступки людей, анализировать формы поведения. Обсуждение понятия дружбы, взаимопомощи, толерантности. Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.
16.       «Кто придумал одежду». История одежды. Формирование знаний о видах одежды, названия, назначение, уход. Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка.
 
17.       Задача – смекалка. Умножение и деление многозначных чисел. Формирование умения умножать и делить числа. Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков.
18.       Игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков.
19.       Задачи – шутки. Загадки. Математические ребусы.
 
Формирование знаний и навыков отгадывания математических ребусов. Расширение математических представлений, развитие словарного запаса. Применение знаний в нестандартной ситуации; развитие логиче­ского мышления и терпения.
20.       Игра «Кем я хочу стать, когда вырасту».
 
Формирование знаний, воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи. Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса.
21. Развитие памяти.
 
    Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия.
22.       Логически – поисковые задания. Ребусы. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.
23.       Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие мыслительных процессов, устойчивости внимания.
24.       Тренировка зрительной памяти. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. Формирование умения чертить, штриховать, различать и называть геометрические фигуры. Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия и воображения. Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Коррекция индивидуальных пробелов в памяти.
25.       Развитие быстроты реакции. Игры и упражнения на развитие    мышления, быстроты реакции. «Так же, как…» Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов, развитие пространственного восприятия и воображения.
26.       Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Формирование знаний состава многозначного числа. Развитие памяти, развитие мыслительных операций. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности.
27. Развитие личностно-мотивационной сферы.     «Вредные привычки и в шутку и всерьез». Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам при помощи юмора. Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, выразительности речи.
28.       «Занимательный квадрат». Геометрические фигуры. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать. Нахождение геометрических фигур и геометрических тел из множества изображений.
29.       Логическая игра: «Какая геометрическая фигура исчезла?» Формирование навыка дифференцировать предметы по форме. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.
30.       Определение времени по часам с точностью до часа.  Игры с моделью часов. Формирование умения определять время по часам. Измерять время (сутки, неделя, месяц); часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Социально-бытовая ориентировка, развитие конструктивного мышления.
31.       Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.
32.        «Как появился календарь». Формирование навыка ориентировки во времени. Формирование умения работать с календарём.
33.       «Чистота – залог здоровья». Правила гигиены. Формирование знаний гигиены. Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления.
34.       Итоговое занятие. Обобщение итогов деятельности классного коллектива за прошедший год, оценивание своих личных достижений. Подготовка детей к безопасному проведению времени на летних каникулах.
 

Лист корректировки
 
Дата факт Дата план Внесенные изменения Примечания
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»