Рабочая программа внеурочной деятельности
Рамазанова Наида Артуровна
Направление: социальноеКоррекционный курс:
«Дефектологические занятия»
Вид программы: АООП для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Класс: 7«а».
Пояснительная записка
Цель курса с учетом специфики реализации плана внеурочной деятельности.
«Дефектологические занятия» -коррекция недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий, коррекция и развитие психических процессов.
- Описание курса в плане внеурочной деятельности.
Направление внеурочной деятельности |
Название курса внеурочной деятельности |
Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
Социальное | «Дефектологическое занятие» | 34 | 1 |
При переходе на дистанционный формат обучения, предусмотрена реализация тем с учетом всех возможных форм дистанционно-образовательных технологий.
- Планируемые результаты освоения курса.
- возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- пользоваться учебной мебелью;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
- принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать своюдеятельность с учётом выявленных недочётов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.
Предметные результаты:
- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
- улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);
- способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства;
- способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать словесные обозначения времени;
- возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
- способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
- способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной картинки, геометрические мозаики, и т.п.);
- способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;
- возможность приходить к умозаключению и обосновывать его;
- возможность отображения графических знаков;
- способность к вербализации своих действий;
- способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- Материально-техническое обеспечение.
- учебно-практическое оборудование: материалы:
- печатные пособия;
- дидактический раздаточный материал: карточки-задания;
- технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.
- http://www.etudes.ru
- http://www.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://nsc.1september.ru
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
- социальная сеть «Вконтакте».
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Содержание
Развитие аналитико-синтетической сферы
Формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.
Упражнения на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации, на поиск закономерности, обобщение; решение логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений; составление формулировок, задания с недостающими данными; по возможности логическое обоснование предполагаемого результата (самостоятельно или с помощью педагога, («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие всех видов внимания и умения работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) при выполнении заданий. Упражнения на планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода.
Развитие памяти
Развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий.
Упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие личности в целом, развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Лист корректировки
Дата факт | Дата план | Внесенные изменения | Примечания |