Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование зрительно-пространственных отношений

Морковская Анна Владимировна
Значение пространственной ориентации для жизнедеятельности ребенка.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Таким образом, актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
• Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.
• Активизируется речь, увеличивается словарный запас.
• Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.
• Развивается логика, мышление, воображение.
• Формируются навыки ориентировки на улице.
• Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.
• Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.
• Развивает кругозор и др. 
Задачи работы по формированию зрительно-пространственных отношений у детей среднего возраста.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади – игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко (дом стоит далеко, а березка растет близко).
Методика формирования пространственных представлений у детей 4-5 лет.
У детей пятого года жизни продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер («Узнай, где что спрятано»«Что изменилось?»). Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивают до четырех. Сначала игрушки лучше располагать на небольшом от детей расстоянии (рядом). В дальнейшем его нужно постепенно увеличивать. По заданию взрослого ребенок встает в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, позади него, слева, справа от него. Затем взрослый предлагает ребенку повернуться и сказать, какие теперь предметы находятся впереди или сзади от него, справа (слева, то есть по правую (левую) руку.
Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры «Путешествие»«Куда пойдешь, то и найдешь»«Дойди до флажка»«Найди игрушку по описанию», «Где кто (что) находится?», «Где собачка?» и др. Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Например, взрослый прячет игрушки в разных местах комнаты (за картину, под ковер, на шкаф и т. д.). Перед началом игры он говорит, что дети будут отыскивать спрятанное. Затем приглашает их по очереди к себе, называет игрушку и направление, в котором следует ее искать. Прежде чем приступить к поиску, ребенок повторяет задание: какую игрушку надо найти, и в каком направлении она спрятана.
 
Методические рекомендации по формированию пространственных представлений. 
1. Дифференциация правых и левых частей тела – правая/левая рука, правая/левая нога, правый/левый глаз, правое/левое ухо.
Вначале усваиваются ориентиры оси тела. 
Взрослый объясняет ребенку: “Все наше тело, так же, как и руки, делится на правую и левую половины. Если провести линию от макушки до низа живота, то она и разделит наше тело на правую и левую половины. Проведи такую линию указательным пальцем правой руки сверху вниз и назови, по каким частям тела она пройдет”.
Постепенно ребенок учится называть симметричные части своего тела автоматически, с закрытыми глазами, по памяти и т. п.
Могут быть предложены следующие задания :
- Подними правую, левую руку.
- Покажи у меня правую, левую руку.
- Покажи предметы справа от тебя, слева от тебя.
- Пробы Хеда (наглядный / речевой материал)
 
Игра «Топ, топ, топ».
Цель: закрепление умения находить правую и левую сторону «на себе».
Ход игры: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала педагогом, а затем и самими детьми:
“Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ,
Левой ручкой помашу,
Правой ручкой постучу”.
Игра “Самолет”
 
Цель: закрепление умения находить правую и левую сторону “на себе”.
Ход игры: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое педагогом:
Руки в стороны – в полет отправляем самолет:
Правое крыло вперед.
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет!
 
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Включает в себя направления:
• Ориентировка в вертикальных направлениях (вверху - внизу, сверху – снизу, над - под)
• Ориентировка в горизонтальных направлениях (спереди – сзади, вперед - назад)
• Владение понятиями слева/справа, лево/право, левый/правый
• Употребление предлогов за, из-за, около, от, перед, между, из, на.
 
Игра “Куда спряталась мышка”
Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, слева, справа, за.
Оборудование: игрушка-мышка
Ход игры: взрослый начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).
“К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется”. Взрослый ставит игрушку под стол, на шкаф. Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа, за.
 
Игра “Внизу – наверху”
Цель: формирование представления о пространственных отношениях предметов; уточнение того, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование: два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.
Ход игры: перед ребенком ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Взрослый указывает на лежащий на полу мяч (куклу) и спрашивает: “Где этот мяч? Внизу? Наверху?” если ребенок не может ответить, педагог говорит: “Этот мяч внизу”. Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
 
Игра “Кто за кем?”
Цель: формирование понятий “спереди”, “сзади”; умения употреблять в активной речи слова “спереди”, “сзади”.
Ход игры: дети строятся в колонну. Взрослый: «Кто стоит перед Петей?» (Маша). Как можно сказать по-другому? (Маша стоит спереди от Пети). Где по отношению к Маше стоит Петя? (Петя стоит сзади Маши). Как можно сказать по-другому? (Петя стоит за Машей).
Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.
 
Игра “На лугу”
Цель: формирование понятий “справа” и “слева” и их речевых обозначений.
Ход игры: взрослый читает стихотворение и показывает ребенку “лужок” с цветами и жука.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)
Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом - на цветок слева. Затем взрослый сам сажает жука на цветок справа и слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).
 
Игра “Сыщики”
Цель: закрепление умения осуществлять движения в заданном направлении.
Оборудование: цветные квадраты размером 20 см20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.
Ход игры: взрослый кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.
Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога:
- Нужно пройти три шага влево, Сделай два шага назад. и т. д.
Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.
 
Игра “Прятки”
Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, используя предлоги : “под”, “за”.
Ход игры: взрослый объясняет правила игры: “Я закрою глаза, а ты будешь прятаться от меня”. Он закрывает глаза, ребенок прячется. Открыв глаза, взрослый  идет  искать. Найдя ребенка, он спрашивает: “Где ты прятался?” Ребенок отвечает. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, педагог дает точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить. Водящий меняется.
 
Игра “Сделай картинку”
Цель: формирование умения различать и называть пространственные отношения : на, над, под; закрепление умений детей определять расположение предметов, обозначая в речи предлогами : на, над, под.
Оборудование: изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры: взрослый говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов : грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.
- Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.
Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия - “Ежик под деревом”, “Облако над деревом”.
 
 
 
 
 
Методические рекомендации по формированию временных представлений
 
Начинать работу следует с формирования представлений о временах года.
 
Игра “Сравни”
Цель: обучение рабенка составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Оборудование: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)
Ход игры: ребенок сравнивает признаки времён года по картинкам-опорам.
 
Игра “Четвертый лишний”
Цель: развивать представления о временах года, развитие умения исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Оборудование: картинки “Времена года”
Ход игры: взрослый показывает ребенку 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Ребенок должен определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
 
Игра “Когда это бывает?”
Цель: формирование знания ребенка о различных сезонных изменениях в природе; развитие внимания, мышления.
Оборудование: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
Ход игры: взрослый раздает выкладывает 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето. Взрослый (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Ребенок должен быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
 
Представления о месяцах можно формировать во время беседы. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Но нельзя нарушать последовательность месяцев в году.
 
Игра “Назови соседей”
Цель: закрепление названий и последовательности месяцев.
Ход игры: педагог называет месяц. Ребенку предлагается назвать месяц, который идет до и после заданного.
 
Игра “Повтори, не ошибись”
Цель: закрепление названий месяцев (по временам года).
Оборудование: картинки с изображением месяцев.
Ход игры: ребенок называет названия осенних (летних, зимних, весенних) месяцев по порядку (по картинкам или без них).
 
 
 
Знакомство с темой “Части суток. Сутки”
 
Игра “Когда это бывает?”
Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Оборудование: набор картинок по теме “Части суток”.
Ход игры:
Вариант первый: ребенку показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы :
- Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка«Когда это бывает, днём или ночью?») Почему ты так думаешь? Как ты узнал, что наступила ночь (день? Что ты делаешь ночью (днём?Какое сейчас время суток?
Вариант второй: педагог просит ребенка выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
Вариант третий: педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, а потом…» Когда ребенок усвоил порядок частей суток, можно назвать последовательность частей суток с ошибками и предложить ребенку исправить ошибку.
 
По мере усвоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя. Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет своё название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен.
 
Игра “Живая неделя”
Цель: закрепление названий и последовательности дней недели.
Оборудование: картинки (гномики) с цифрами на одежде (1-7).
Ход игры: взрослый говорит ребенку, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: “Я - понедельник. Кто следующий?” Ребенок называет, педагог выставляет следующего гномика: “Я - вторник. Кто следующий?” и т. д. При этом пвзрослый обращает внимание ребенка на цифры на одежде гномиков.
Варианты игры: 1. педагог просит ребенка поставить гномиков по порядку и назвать их имена. 2. педагог просит ребенка назвать имена гномиков: - Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.
 
Игра “Назови времена года, месяцы”
Цель: закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Оборудование: картинки с изображением времен года, месяцев.
Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их.
Работа по формированию знаний о днях недели. Могут быть предложены задания :
– Назови дни недели по порядку. Понедельник – который по счёту в неделе? Как называется пятый (третий, шестой, второй) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет? Если сегодня суббота то вчера была? Назови дни недели после четверга? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?

Литература:
1. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. М.: Вентана-Граф, 2001.
2. Мирошник М.И. Я пишу. Пособие для педагогов и родителей. Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1995.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»